поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 

"Жизнь я считаю своей высшей наградой"

 1  2  3 

Жизнь я считаю своей высшей на...В марте 1940 года военкомат направил меня в Пуховичи на трехмесячные курсы подготовки офицеров артиллерии. Однако на курсах меня продержали пять месяцев, и оставили (не отпустили) в армии, присвоив звание `лейтенант`, что делалось только в исключительных случаях (а я был искусным наводчиком: поражал все цели). Получил назначение на должность командира взвода в 297-ой артиллерийский полк 121-ой стрелковой дивизии, который стоял в Полоцке.

Осенью 1940 года меня и еще одного офицера направили в Барановичи за молодым пополнением (`новобранцами`) из Барановичского и Столбцовского районов (эти районы были недавно воссоединены с Советской Белоруссией).

Барановичи были скорее большим поселком в сосновом бору на равнинной песчаной местности. Помню, как мы, двое офицеров, вели строй из 700 неграмотных парней, босых, в полотняных рубашках и штанах. В Минске при пересадке можно было наблюдать, как люди сторонились нашей `орды`: `И где их только нашли, таких оборванцев?!` Через восемь месяцев эти парни с оружием в руках встретят врага.

Вскоре полк передислоцировался: сначала в Лепель, где меня назначили командиром батареи, а затем - в Бобруйск.

Мне, еще совсем молодому командиру, были видны недостатки подготовки Красной армии к ведению современной войны. Это - чрезмерное увлечение строевой подготовкой и практикой штыкового боя. Это - слишком строгое следование уставным требованиям в общении командиров с подчиненными. Это - слабое знание личным составом новейшего вооружения. Это и конная тяга тяжелых артиллерийских орудий.

Особенно не нравилось грубое обращение командиров с рядовыми красноармейцами. Я же построил свои отношения с подчиненными на взаимном уважении и доверии. Командир другой батареи старший лейтенант Одоев Д. А. также сопротивлялся бездумному увлечению `уставными отношениями`, и даже шел на конфронтацию со своими начальниками. Мы, молодые офицеры, понимали, что современная война потребует совсем иных качеств, чем те, которые могла воспитать принятая в Красной Армии система воспитания и обучения.

Была сложная международная обстановка, и мы все ожидали войны с фашистской Германией. Нам внушалось, что, если враг нападет, то мы его разобьем на его же территории. Но вот пришел приказ: дивизии идти в сторону Бреста. Я едва успел забежать домой, и предложить Зинаиде Степановне с сыном Анатолием ехать в Минск - к ее сестре Валентине.

Наша дивизия дошла лишь до Слонима. Началась война.

В ночь на 25 июня 1941 года части трех стрелковых дивизий (155 сд, 121 сд и 143 сд) вели тяжелые оборонительные бои с танковыми дивизиями Гудериана на подступах к Барановичам возле деревень Гать, Третьяки и станции Лесная.

К исходу дня 25 июня немцам удалось оттеснить эти три дивизии к Барановичам.

26 июня около пяти часов вечера, под деревней Новая Мышь, что на западной окраине Баранович, наш 297-ой артполк принял первый бой с танками противника.

С танками шла пехота. Бой, во время которого больше половины бойцов моей батареи погибли, а сам я был сильно контужен, длился до наступления темноты.


А когда стало понятно, что продолжения не будет, мы буквально свалились с ног, и тут же уснули.

На рассвете подошли к подбитым немецким танкам, чтобы снять легкое вооружение. В танках обнаружили ящики с шоколадом.

Шоколад помог нам восстановить силы.


Часов в девять утра фашисты попытались окружить нас. Подобрав уцелевшие орудия, мы отступили в направлении Бобруйска.

При форсировании реки Березины попали в засаду. Немецкий пулеметчик, засевший в кустах на противоположном берегу перебил всех наших тягловых лошадей. И хотя мы одолели немцев, все равно пришлось повернуть назад. Но снова были окружены, и попали под огонь артиллерийских минометов. Вышли из окружения, и командир полка приказал нам разбиться на мелкие группы и переходить линию фронта.

 1  2  3 
  • "Жизнь я считаю своей высшей наградой"
  • Орден Ленина
  • Похоронка
  • Далай-лама награждён Золотой медалью конгресса США
  • Сенаторы США решили наградить далай-ламу медалью
  • Саакашвили отметил героизм Ющенко орденом
  • Гаврилов Пётр Михайлович, Казань
  • Миронов Филипп Кузьмич, не определен
  • Панков Борис Никифорович, Орел


  •