Очень часто в СМИ проскакивает мысль, что проблемы отечественного страхового рынка имеют прямое отношение к низкому уровню или полному отсутствию страховой культуры. Данное суждение верно лишь отчасти, ведь в дореволюционные времена отечественная культура страхования ничем не уступала западной. Однако коммунизм, как режим коллективный, исключающий наличие частной собственности, стал причиной того, что культура страхования снизилась к нулю.
Более того, монополия Госстраха в СССР, а также его крах, ставший основной причиной невыплат по обязательствам после развала Союза, является причиной массового недоверия россиян к страховщикам и поголовного отказа от страхования. Именно поэтому, несмотря на все выгоды, предлагаемые страховыми компаниями, застраховать квартиру готов не каждый.
Прежде всего нежелание страховаться объясняется низким уровнем доходов населения. Стоит отметить, что в странах, предоставляющих своим гражданам нормальные условия и достойную заработную плату, потребность в страховании нажитого имущества возникает сама собой, а средства, выделяемые на решение данного вопроса, не создают особой нагрузки на семейный бюджет. Более того, на западе страхование недвижимости является одним из основных условий для успешного завершения сделки. Каждый уважающий себя гражданин обязан застраховать квартиру на случай непредвиденных ситуаций.
Также отнюдь не последнюю роль играет огромнейшее количество аферистов и мошенников, а также недобросовестных страховых компаний, работающих на отечественном рынке. Жители России, еле оправившись от краха Госстраха СССР, возможно и могли бы заинтересоваться в страховании имущества, тем не менее, с начала 90-х годов на рынках России начали появляться компании, предлагающие сэкономить. Однако очень часто подобная `экономия` заканчивалась тем, что клиент недобросовестного страховщика оставался `у разбитого корыта`.
Однако не стоит забывать о том, что основным фактором формирования страховой культуры населения являются сами страховые компании. К сожалению, на сегодняшний день найти сотрудника, способного объяснить клиенту суть оформляемого полиса - очень трудно. В большинстве случаев страхователи сталкиваются с тотальным хамством, чувствуя себя лицом, выпрашивающим деньги у компании, которая обязалась выплатить сумму в случае непредвиденной ситуации. На западе же клиенты страховых компаний - важные и нужные персоны, обслуживанию которых уделяется особое внимание, вне зависимости от статуса или положения в обществе.
Таким образом, повышение страховой культуры требует стараний не только со стороны населения, но и со стороны страховых компаний, основной задачей которых является формирование правильного имиджа отрасли в целом!