поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияКолос
ИмяИван
ОтчествоАндреевич
Городдеревня Картыничи
Дата рождения05.06.1925
ЗваниеГерой Российской Федерации, полковник

  • Биография
  • Родился 5 июня 1925 года в деревне Картыничи Лельчицкого района Гомельской области. Отец, Колос Андрей Артемович, погиб в партизанском отряде. Мать, Колос Наталья Наумовна, умерла. Супруга, Колос Екатерина Петровна, - библиотечный работник. Сыновья: Леонид Иванович (1947 г. рожд.), - инженер; Валентин Иванович (1953 г. рожд.), - тоже инженер.

    Детство складывалось как нельзя лучше. Учеба в школе, акварельная белорусская природа, крестьянский быт - все располагало к лирическому восприятию окружающего мира. И даже зрели, вырывались из сердца первые стихи о любви.

    Но вот он, Иван Колос - выпускник педагогического техникума - стал учительствовать, принял первых учеников. С 1939 года начал заниматься литературным трудом. И все еще кажется, ничто не может затуманить его взора: ни гул событий, закончившихся присоединением к родному краю отчужденной когда-то Западной Белоруссии, ни бушующая за рубежом Отечества Вторая мировая война.

    Грянула Великая Отечественная. И сразу все изменилось. Кажется, весь мир потускнел. Его, юного сельского учителя, направили в разведшколу. Оттуда он вышел готовым ко многим испытаниям, к ежеминутному риску. Такова уж доля людей этой военной профессии.

    Первое задание разведчик выполнял на юге Белоруссии - в Полесье. Ему удалось довольно оперативно создать четыре партизанских отряда. А вскоре на их основе сформировалась Мельчицкая партизанская бригада. Ею Иван Андреевич командовал до конца 1943 года.

    Весной 1944 года последовало новое важное задание. Иван с группой разведчиков десантировался в Иванецко-Налибокской пуще. Разведгруппа действовала в Барановичах, Молодечно, Лиде, Слониме, Кореличах и других городах и весях нынешней Гродненской области. Отчий край, родственные по духу и крови земляки помогали выявлять тайны о противнике, смело и дерзко бороться с оккупантами.

    Наступил сентябрь 1944 года. И снова - разведзадание. По характеру действий и важности - сложнее не придумаешь. На этот раз вместе с другим разведчиком, Дмитрием Стенько, предстояло лететь в пылающую в огне Варшаву. План города изучили чуть ли не до каждого квартала. Ждали своего часа. Не сразу было решено, в какую форму облачить разведчиков - в свою или польскую. Отдали предпочтение своей. И не просчитались. При приземлении глубокой ночью помощник Колоса Дмитрий Стенько напоролся на обнаженную арматуру разрушенного дома. При артналете он был убит.

    Приземляясь, лейтенант Колос рухнул рядом с разорвавшимся вблизи снарядом. Увидев парашютиста в форме советского офицера, польские повстанцы кинулись к нему, перетащили его в безопасное место. Медленно возвращалось сознание к контуженному разведчику. Говорят, что в критические минуты перед мысленным взором человека проходит чуть ли не вся жизнь. Вряд ли успел Иван Колос досмотреть хронику своей жизни. Уж очень торопились вернуть его к восприятию произошедшего польские друзья. Он был для них чуть ли не посланцем от самого Бога...

    Характер деятельности разведчика И.А. Колоса в Польше раскрывает один документ. В сентябре 1944 года член Военного совета 1-го Белорусского фронта Н.А. Булганин писал Верховному Главнокомандующему: "21.9. 1-м Белорусским фронтом для связи с повстанцами в г. Варшаве был сброшен с самолета на парашюте лейтенант Колос Иван Андреевич, кличка "Олег". Лейтенант Колос пробыл в Варшаве с 21.9 по 2.10. При этом посылаю Вам протокол его опроса. В его сообщении освещаются вопросы: установления контакта с польскими повстанцами, плана и хода восстания в Варшаве, отношений к Красной Армии и к Советскому Союзу, отношений между Армией Крайовой и Армией Людовой, получения грузов, сбрасываемых авиацией, деятельности представителей лондонского правительства, подготовки и проведения капитуляции".

    После выполнения задания Колосу предстоял трудный путь домой. Каждый шаг мог оказаться последним. Рядом были не только друзья, но и враги. Они делали все для того, чтобы не выпустить из Варшавы советского разведчика живым. Когда оставался единственный шанс для спасения, Колос воспользовался предложением польских друзей уйти из города по канализационной трубе, ведущей из Варшавы к Висле. Упаковав собранные материалы в попавшую под руку велосипедную шину, спустился вместе с проводником в открытый люк. Шли медленно, долго и тяжело. Казалось, что подземному пути нет конца. Трудно было дышать. Как свет в конце туннеля, были уловлены струи свежего воздуха. Близился выход из бездны. Оставалось переплыть Вислу с холодной октябрьской водой. И он переплыл, добрался до своих.

    За этот подвиг Колос был представлен в январе 1945 года к присвоению звания Героя Советского Союза. Но лишь спустя полвека он получил звание Героя России.

    В 1947 году Иван Андреевич уволился в запас. Но вскоре об отважном разведчике вспомнили. В 1953 году его вновь призвали в органы разведки. И он служил еще многие годы. В 1985 году ему было присвоено звание полковника.

    Все чаще и все сильнее Ивана Андреевича тянуло к письменному столу. Давала знать о себе потребность рассказать о том, что близко его сердцу. В 1987 году Колос наконец-то расстается с разведкой, снимает погоны. И тут же с головой уходит в творчество. Одна за другой появляются его документально-приключенческие повести "Фронтовые разведчики", "Прыжок в темноту", "За час до рассвета", "По заданию Центра", "Возвращение из ада". Одновременно он пишет многие рассказы и очерки об увиденном и пережитом на кровавых полях войны.

    Писателю-фронтовику не нужно было прибегать к архивным материалам, к расспросам о необходимых подробностях. Его память цепко держала лица необщего выражения, самобытность военных разведчиков и партизан, непредсказуемые повороты их судеб. Его повести литературно схожи с семейной хроникой. Да и как же иначе. Любой боевой коллектив - это одна семья, духовное братство. Отсюда характерная для прозы Ивана Колоса исповедальность.

    Живя в Москве, писатель не прерывает связи с родной Белоруссией, ежегодно бывает в отчих местах, видится со своими сподвижниками по героическому прошлому. С сердечной болью переживает беды своих земляков. О чернобыльской катастрофе и ее последствиях Иван Колос написал рассказы "Черная быль", "Носарик", "Гнездо аиста". Беспощадно обличает писатель зло, духовную нищету. И тут чуть ли не щедринская ироничность. На первом же плане всюду благородство простого человека-труженика, его мужество, патриотизм, духовное богатство.

    Эти черты свойственны и самому Ивану Андреевичу Колосу. Он всегда в гуще жизни писательской организации. Товарищи оказали ему доверие - избрали председателем Совета ветеранов писательской организации Москвы. Иван Андреевич многое делает для того, чтобы оправдать это доверие. Главное увлечение - литература.

    Живет и работает в Москве.

    [поиск]
  • Колос Иван Андреевич, деревня Картыничи
  • Головко Павел Андреевич, Киев
  • Речкалов Григорий Андреевич, Екатеринбург
  • Список погибших 1941 г.
  • Поиск
  • Ищем пропавших Вторую мировую войну,и 1938 г.
  • Deutsche Bahn впервые закупит локомотивы у поляков
  • Deutsche Bahn заказал более 40 новых поездов
  • Назван самый высокооплачиваемый менеджер в ФРГ


  •