Общественно-политическая обстановка в республике обострилась в конце 1991 г. Основными причинами ее дестабилизации явились последствия политики депортации 1944 г., породившие территориальные притязания Ингушетии к Северной Осетии. Ингуши требовали возвращения переданных (после их выселения в 1944 г.) в состав Северной Осетии земель Пригородного района и правобережной части Владикавказа. Сразу же после провозглашения Ингушской Республики в составе Российской Федерации (4 июня 1992 г.) начались этнические чистки в Чечне - тысячи ингушей `выталкивались` чеченцами в `собственную` республику. Многие из них переселялись в более развитый Пригородный район Северной Осетии и во Владикавказ. Одновременно десятки тысяч беженцев - осетин из Южной Осетии (Грузия) также устремились в названный район и в северо-осетинскую столицу. Наплыв многотысячного числа беженцев резко обострил не только взаимоотношения с коренным населением в результате падения жизненного уровня последних, но и криминогенную обстановку. Ингуши подвергались открытой дискриминации - их ограничивали в прописке, затрудняли доступ к получению земельных участков, незаконно задерживали органами МВД и т.п. Грузинские осетины, наоборот, пользовались рядом льгот и привилегий. В самой Ингушетии развернулась кампания в поддержку `собственных граждан` в Северной Осетии. Усилилась борьба за возвращение в состав Ингушетии Пригородного района и переноса ингушской столицы из Назрани во Владикавказ. Все это спровоцировало террористическо-диверсионные акции с обеих сторон, захват заложников и этнические чистки с применением оружия, в результате которых гибли люди. Участились случаи захвата противоборствующими группировками вооружения, боеприпасов и материальных средств в воинских частях, дислоцированных на территории Северной Осетии. Решительные действия ингушей, пытавшихся насильственно присоединить к своей республике спорные территории, вызвали всеобщий гнев и возмущение осетинского народа и еще более накалили обстановку в регионе. В целях стабилизации обстановки Верховный Совет Российской Федерации своим постановлением ? 2990-1 от 12 июня 1992 г. утвердил предложение Северной Осетии о введении `Чрезвычайного положения` в г. Владикавказе, Алагирском, Моздокском, Правобережном и Пригородном районах и обязал правительство Российской Федерации привлечь воинские контингенты, необходимые для охраны общественного порядка и обеспечения иных мер, предусмотренных Законом РСФСР `О чрезвычайном положении`. Во исполнение этого постановления в республику переброшено 12460 чел. военнослужащих, 97 ед. бронированной и 59 ед. колесной техники внутренних войск МВД РФ. В результате конфликта пострадало более 8 тыс. человек, в том числе погибло - 583 чел. (407 ингушей, 105 осетин, 27 военнослужащих и 44 чел. гражданских лиц других национальностей), ранено более 650 чел. Уничтожено либо повреждено 3 тыс. жилых домов. Материальный ущерб составил свыше 50 млрд. руб. Во время массовых беспорядков в Северной Осетии и Ингушетии, в результате обстрелов мест расположения воинских контингентов, а также в ходе вооруженных столкновений с боевиками подразделения и части Российской армии и Внутренних войск МВД потеряли убитыми, умершими и пропавшими без вести 27 чел., в том числе военнослужащих МО - 22 чел., МВД - 5 чел. (см. таблицу 222).
Виды потерь | Офицеры | Прапорщики | Сержанты | Солдаты | Всего | Безвозвратные | Убито в бою и умерло от ран на этапах санитарной эвакуации | 1 | | 2 | 13 | 16 | Умерло от ран в госпиталях | | | 3 | 2 | 5 | Умерло от болезней, погибло в катастрофах и в результате происшествий (небоевые потери) | | | | 4 | 4 | Пропало без вести | 1 | | | 1 | 2 | Итого | 2 | | 5 | 20 | 27 |
|