Московская "Почта России" вслед за Сбербанком введет комиссию за платежи по ЖКХ. Таким образом, у потребителей остается минимум способов оплаты ЖКХ без комиссии.
Впрочем, банки планируют развить сеть банкоматов и терминалов, а также онлайн-платежи, где обещают более низкую комиссию, чем в кассах.
Управление федеральной почтовой связи Москвы - филиал ФГУП "Почта России" - вслед за Сбербанком введет комиссию за платежи по жилищно-коммунальным услугам. Московский филиал "Почты России" является агентом АКБ "Банк Москвы" по приему платежей населения за ЖКХ и прочие услуги, сообщили BFM.ru в пресс-службе организации. Сейчас прием платежей населения за жилищно-коммунальные и прочие услуги можно осуществить в 454 отделениях почтовой связи Москвы. "За 2009 год в отделениях почтовой связи Москвы было оплачено более 8,6 млн платежей. При этом комиссия по платежам ЖКХ и платежи за услуги городской телефонной связи Банком Москвы не взимается", - подчеркнули в московской "Почте России".
Однако в будущем Моспочтамт откажется от практики бесплатных платежей. Причиной стало письмо Банка Москвы своему агенту по приему платежей от населения, в котором банк ссылается на постановление правительство Москвы, меняющее порядок расчетов банков и платежных систем с организациями ЖКХ. "Предполагается взимание комиссии банками и платежными системами за прием жилищно-коммунальных платежей непосредственно с плательщиков-физических лиц дополнительно к сумме, указанной в Едином платежном документе (ЕПД)", - уточнили в "Почте России".
Сейчас, чтобы начать взимать комиссию, банк планирует провести доработку программного обеспечения по приему платежей, а также подготовить текст информационной листовки для размещения в отделениях почтовой связи. "О дате начала работы по приему жилищно-коммунальных платежей населения по ЕПД с учетом взимания комиссии с плательщика будет сообщено дополнительно", - заявили BFM.ru в Управлении федеральной почтовой связи (УФПС) Москвы. Сколько процентов составит и по какой схеме будет высчитываться новая комиссия, в УФПС не уточнили.
Накануне в Банке Москвы на запрос BFM.ru подтвердили, что "рассматривают вопрос возможности изменений тарифов за оплату услуг ЖКХ". "Банк Москвы устанавливает или меняет тарифную политику исходя из рыночных тенденций. Изменения в области банковских комиссий за оплату коммунальных услуг вызваны принятым органами власти решением о переносе оплаты комиссионного вознаграждения за оплату услуг ЖКХ с поставщиков этих услуг на потребителя", - заявил официальный представитель банка.
Как уже сообщал BFM.ru, в понедельник стало известно, что московский Сбербанк ориентировочно с 1 мая также начнет брать комиссию за перечисление денег за услуги ЖКХ. Сейчас Сбербанк, как и Моспочтамт, не взимает комиссий за коммунальные платежи; с мая потребителям придется отдавать банку до 3% от всей суммы. Как объяснили BFM.ru в московском подразделении Сбербанка, банк предполагает, что комиссия подтолкнет клиентов "в удаленные каналы обслуживания" - систему "Сбербанк Онлайн", мобильный банк, банкоматы или информационно-платежные терминалы, долгосрочные поручения.
Отметим, что Федеральная антимонопольная служба не увидела нарушений закона о защите конкуренции в намерении Сбербанка взимать с москвичей комиссию в 3% при оплате коммунальных платежей. По всей видимости, действия Банка Москвы и, как следствие, московского подразделения "Почты России" также соответствуют всем нормам закона. Остается только, чтобы закону последовали и поставщики услуг ЖКХ, которые в настоящее время оплачивают комиссионные, включая их в расчеты тарифов, а с переводом комиссионных сборов на плательщиков должны будут вычесть их из коммунальных платежей.
Пока же Сбербанк, как и его конкуренты, отмечает рост числа платежей через "удаленные каналы", и очевидно, что с введением комиссий этот рост продолжится. Так, в ВТБ24 BFM.ru отметили, что система "Телебанк", через которою можно оплачивать различные платежи круглосуточно с комиссией от 0,3% с суммы платежа, "пользуется огромной популярностью". "Взимание комиссии за прием платежа - это нормальная практика: любая услуга оплачивается, - сказал BFM.ru представитель банка Вадим Маркарян. - В 2010 году в рамках дальнейшего развития банкоматной сети мы планируем устанавливать банкоматы, с помощью которых можно осуществлять 160 различных переводов и платежей, в том числе коммунальных".
Сбербанк также вынашивает планы по росту на рынке моментальных платежей. "Более 225 тысяч клиентов пользуются услугой "Сбербанк Онлайн", к концу года мы планируем довести их число до 750 тысяч. Мы также существенно увеличим и количество банкоматов - с 1,7 тысяч до 2,05 тысяч штук, а количество информационно-платежных терминалов до конца года будет увеличено с 455 до 1 тысячи", - рассказали BFM.ru о планах развития в Московском банке Сбербанка России. Окончательные размеры тарифов банк планирует установить к 1 мая; ожидается, что для платежей по удаленным каналам за услуги ЖКХ комиссия составит 1%.
Независимые эксперты также отмечают постепенный переток плательщиков за ЖКХ из банков в терминалы и пункты приема моментальных платежей. Так, комитет по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) по итогам 2009 года зафиксировала увеличение доли "тяжелых" платежей - к ним эксперты относят погашение банковских кредитов, оплату авиабилетов, жилищно-коммунальных услуг, интернет-доступа, телевидения. При этом доля моментальных платежей для зачисления средств на счета телефонов снизилась почти на 9% до 81% от всех платежей. |