Россияне откопали затерянный мир

Российские ученые пробились к крупнейшему подледному озеру в Антарктиде, не имевшему контакта с атмосферой на протяжении 20 млн лет. На то, чтобы пробурить ледяную толщу в 4 км, у исследователей ушло более 20 лет.

"Вчера на станции Восток в Антарктиде наши ученые на глубине 3,768 тысячи метров завершили бурение и достигли поверхности подледникового озера", - рассказал журналистам источник в структурах Росгидромета. Других подробностей он не сообщил.

Глубокое бурение в районе полярной станции Восток началось еще в 1970-х гг., когда о существовании водоема подо льдом еще не было известно. Изначально ученые задались целью провести палеоклиматические исследования. Однако в 1996 г. российские специалисты во главе со знаменитым географом Андреем Капицей и в сотрудничестве с британскими коллегами установили, что в толще антарктического льда скрывается озеро, которое является одним из крупнейших на планете пресных водоемов. Позднее ученые получили с помощью радио- и сейсмозондирования данные о размере и форме озера, толщине ледникового покрова, а также о подводном рельефе и осадочных отложениях.

Поскольку озеро Восток на протяжении 20 млн лет не соприкасалось с остальной биосферой, ученые предполагают, что в этом водоеме могут обитать организмы, выбравшие другой путь эволюции. Возможность наличия жизни специалисты объясняют высокой температурой воды (не менее +10°С на глубине) и содержанием кислорода в 50 раз выше, чем в обычной пресной воде. Хотя давление под толщей льда достигает 300 атмосфер, микроорганизмы вполне могли приспособиться к этим условиям. Исследование этого объекта откроет колоссальные возможности в изучении сценариев естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия.

В 1998 г. международное сообщество призвало ученых приостановить глубокое бурение скважины до того момента, когда появятся специальные технологии, позволяющие свести к минимуму возможное загрязнение уникальной экосферы. Работы были приостановлены, когда до реликтовых вод оставалось всего 130 м льда. Продолжить исследование удалось благодаря технологии, разработанной специалистами Горного института в Санкт-Петербурге, и в 2005 г. работы по глубокому бурению были возобновлены.

Отметим, что исследование подледных глубин в недрах Антарктического континента, гипотетически может принести вред не только экосистеме самого озера, но и нашей биосфере. Дело в том, что микроорганизмы, живущие в подледных водоемах, могут выпустить в атмосферу огромное количество метана. А это, в свою очередь, значительно ускорит процесс глобального потепления.

Озеро Восток получило свое название по имени научной станции. Это крупнейшее подледное озеро на континенте, его предполагаемая площадь - 15,5 тыс. км кв., а глубина - более 1,2 километра. Всего в Антарктиде было обнаружено более 140 подледных озер. Многие из них соединены между собой системой рек, а кое-где кипит микроорганическая жизнь.

• Подводные археологи обнаружили Атлантиду (фото)