Китайский проект строительства дорог в Гималаях стал центром обостряющегося пограничного спора между Индией и Китаем, при этом обе стороны обвиняют другие территориальные интрузии.
Описанное индийским правительством как "значительное изменение статус-кво с серьезными последствиями безопасности для Индии", спорная дорога проходит через плато Доклама на немаркированной границе между Китаем и Бутаном. Хотя это не часть территории Индии, плато имеет огромное стратегическое значение для Дели, и имеет жизненно важное значение для его геополитических интересов.
"Территория в споре чрезвычайно близка к очень уязвимому району индийской территории, который эффективно связывает большую часть Индии с ее северо-восточными штатами", - сказал старший научный сотрудник Королевского института совместных служб (RUSI) в Лондоне. "Дополнительное строительство может исказить местный баланс сил в пользу Китая, по сути, оставляя Индию более уязвимой к вторжению в случае военной конфронтации с Пекином".
Возражения были впервые подняты правительством Бутана, которое выпустило демарш или официальное заявление, обвинив Китай в строительстве дороги "внутри территории Бутана" в "прямом нарушении" ее обязательств по территориальным договорам на прошлой неделе. Индия и Бутан поддерживают исторически прочные отношения. Бутан тесно сотрудничает с Индией в определении своей внешней политики, а индийская армия участвует в подготовке своих вооруженных сил.
Китай, который не имеет официальных дипломатических отношений с Бутаном, отрицает, что он нарушил какие-либо договоры.
Как сообщил старший научный сотрудник Совета по внешним связям Элай Ратнер, нынешний спор является показателем проблем, с которыми Китай сталкивается как глобальный лидер.
"Это показывает, насколько тяжело будет для Китая руководить регионом, когда основные элементы его внешней политики настолько идеологичны, бескомпромиссны и непримиримы со своими соседями и другими крупными державами". |