Экономика России, несмотря на ряд сложностей из-за изменившейся геополитической обстановки, имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Логистическая отрасль - в числе самых перспективных. Это во многом связано с тем, что дорожная инфраструктура в РФ, равно как и во многих других постсоветских странах (Казахстане, Беларуси, Украине, закавказских государствах), пока что уступает по уровню развитости западной. Другой фактор увеличения спроса на соответствующие сервисы - стремление многих предприятий повысить динамику бизнес-процессов за счет ускорения обмена грузами с контрагентами и доставки товаров клиентам. В каких сферах российской экономики спрос на транспортные сервисы выражен наиболее сильно?
В числе таковых:
- все виды промышленности;
- сельское хозяйство;
- розничная торговля.
Изучим специфику указанных сегментов подробнее.
Грузоперевозки в российской промышленности
В промышленности РФ рост спроса на грузоперевозки обусловлен, прежде всего, процессами импортозамещения, которые сейчас активизируются. Устойчивость данному тренду придают многие факторы:
- курс рубля (в текущих его показателях он делает многие виды производств в РФ едва ли не самыми дешевыми на континенте),
- ресурсообеспеченность России (как результат, низкие издержки при выпуске самого широкого спектра товаров),
- постепенное снижение ставки рефинансирования ЦБ (как следствие - повышение доступности кредитов для бизнесов).
Востребованность услуг транспортных компаний в среде промышленных предприятий может прослеживаться как на этапе доставки сырья на фабричные линии, так и при отправке готовой продукции конечному потребителю. При динамичном импортозамещении в экономике РФ есть все основания ожидать спроса промышленников на услуги транспортных предприятий на всех этапах производства.
Какие конкретно сферы промышленности РФ могут расти активнее всего? Вероятно, это будут различные обрабатывающие производства в сегменте машиностроения, химической промышленности. Значительны перспективы роста в сегменте сборки бытовой техники. Как свидетельствуют некоторые статистические данные, в РФ наблюдается рост производства телевизоров и мониторов - казалось бы, совершенно нетипичных для отечественных промышленников видов товаров.
Грузоперевозки в сельском хозяйстве
Главный драйвер роста данного сегмента - запрет некоторых видов продуктов питания в РФ из-за границы в 2014 году. В результате, в российском сельском хозяйстве образовались огромные незанятые ниши. Ритейлеры начали испытывать острейшую потребность в их восполнении. Отечественные сельхозпроизводители имеют отличный шанс занять освободившиеся ниши, прежде всего, в тех сегментах, в которых выпуск тех или иных видов растительной и животной продукции оптимален с точки зрения российского климата и показателей рентабельности. Подобных отраслей сельского хозяйства очень много: овощеводство, молочное животноводство, выпуск сыров и т. д.
Грузоперевозки в розничной торговле
Ритейл находится в числе тех сфер, которые, с одной стороны, могут страдать от кризисных явлений в экономике сильнее других (по причине возможного снижения покупательской активности граждан). С другой стороны, по мере улучшения макроэкономической обстановки розничная торговля превращается в одну из самых динамичных отраслей бизнеса. Российская экономика, как считают многие эксперты, уже прошла самую острую фазу кризиса, которая выражалась в необходимости выплат наибольших сумм по внешнему долгу, а также в резком падении рубля. Поэтому, в ближайшее время возможен рост, и, как следствие, ускорение оборотов торговли.
Транснациональная интеграция
Можно отметить, что схожие макроэкономические тренды могут ожидаться в хозяйственных системах государств, соседствующих с Россией. Особенно это может быть характерно для стран, входящих наряду с РФ, в Евразийский экономический союз - Казахстана, Беларуси, Киргизии, Армении. Главная причина тому - значительная интеграция экономик указанных государств с российской. Это способствует формированию мощных транснациональных бизнесов, унификации подходов к развитию предприятий. Так, отдельно взятый бизнес, например, экспресс-почта в Павлодаре, сможет работать в рамках единой тарифной политики и корпоративных стандартов не только на территории Казахстана, но и в других странах ЕАЭС.
Государства, входящие в Евразийский экономический союз, как ожидается, будут формировать единый рынок и общие подходы к определению социально-экономических приоритетов. Формальности при этом будут сведены к минимуму - как то таможенное оформление различных грузов. И это также будет значительным драйвером роста транспортной сферы - как в России, так и в экономиках ее ближайших союзников.