поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияСергиевский
ИмяБорис
ОтчествоВасильевич
ГородСанкт-Петербург
Дата рождения07.02.1888
Дата смерти00.00.1971
ЗваниеЛетчик
Награды и регалииорден Св. Анны 2, 3, 4 степени, Св. Станислава 2 и 3 степени, орден Св. Владимира

  • Биография
  • Борис Васильевич Сергиевский родился в Царском Селе под Санкт-Петербургом 7 (20) февраля 1888 г. Предки его - военные, только отец, Василий Сергиевский, имел гражданскую специальность инженера-строителя. Мать (девичья фамилия - Томашевская) окончила Смольный институт благородных девиц. Вскоре после рождения сына семья переехала в Одессу. Борис закончил Одесское реальное училище. Затем поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. С детства увлекался спортом - плаваньем, коньками, велосипедными гонками. Последнему виду он обязан знакомством со знаменитым велогонщиком Сергеем Уточкиным. Тем самым, что стал одним из первых российских летчиков. "Он первым научил меня летать, и мой интерес к авиации зародился у меня именно под его влиянием", - писал позднее Сергиевский.

    Еще одним знаменитым событием вето жизни стало знакомство с Игорем Сикорским, поступившим в Киевский политехнический институт на год позже. "Мы встретились впервые с ним в так называемом авиационном клубе, - вспоминал Сергиевский. - У клуба не было аэропланов, и ни один член его не умел летать, но мы все интересовались авиацией, делали чертежи аэропланов, строили модели и обсуждали полеты авиаторов-пионеров... И. Сикорский уже тогда проявлял склонность к крупным аэропланам с несколькими моторами. Он мыслил до некоторой степени об аэроплане, как о настоящем летучем корабле - он называл его "летучим грузовиком", причем главной целью его проектов была надежность самолета. Я же больше интересовался самим искусством полета, и моей мечтой был маленький одноместный, индивидуальный аэроплан..."

    В институте Сергиевский научился летать. Уточкин уже после трех учебных полетов разрешил ученику подняться в небо самостоятельно на "фармане". Это случилось 3 (16) марта 1912 г. В 1913-м, после окончания политехнического института, Борис решил поступить на действительную военную службу в военную авиацию. Но желающих оказалось много, а самолетов мало, и его просьбу не удовлетворили. Тогда он устроился работать в Киеве в должности инженера- моторостроителя.

    С началом первой мировой войны Сергиевский был призван в армию 125-й курский пехотный полк. Вскоре получил чин поручика, его назначили командиром роты. Часть, в которой воевал, сража- лась против австро-венгерских войск в Карпатах. Сергиевского наградили орденом Св.Георгия - высшей военной наградой в российской армии. В марте 1915-го был ранен шрапнелью в голову и ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на фронт.

    В начале 1916-го объявили запись добровольцев в авиацию. Сергиевский сразу же подал прошение. После непродолжительной службы офицером- наблюдателем на самолете "Вуазен" Бориса откомандировали в Севастопольскую военную авиационную школу для обучения на различных типах боевых машин. Весной 1917-го он успешно сдал экзамен на звание "военный летчик" и был назначен во 2-й авиационный отряд истребителей. Организатором и первым командиром этою авиаотряда стал выдающийся русский лстчик Е. Крутень. Па вооружении отряда состояли французские истребители "Ньюпор" с ротативным двигателем "Рон".

    Сергиевский оказался превосходным летчиком- истребителем. Он разработал собственную тактику ведения воздушного боя с двухместными машинами противника. Она заключалась в том, чтобы сближаться с неприятелем на встречных курсах, находясь выше него, затем выполнять быструю "бочку" и атаковать снизу-сзади с близкой дистанции. Используя этот метод, Сергиевский сбил немало вражеских самолетов.

    Другой свой прием он применял для уничтожения немецких привязных аэростатов наблюдения. Подлетал к ним на большой высоте, чтобы обезопасить себя от зенитной артиллерии. Когда же она открывала огонь, делал вил, что сбит, и начинал снижаться, беспорядочно кувыркаясь в воздухе. Немцы прекращали огонь. На высоте аэростата Сергиевский внезапно выравнивал самолети, выпустив в шар очередь зажигательных пуль, пикируя на большой скорости, уходил из-под обстрела. Так он уничтожил 3 аэростатных поста наблюдения. Однажды вражеский снаряд все же "достал" его самолет. Но ему удалось посадить машину.

    За боевые заслуги Ссргаевскнй был награжден орденами Св. Анны 2, 3, 4 степени, Св. Станислава 2 и 3 степени, орденом Св. Владимира, представлен к чину штабс-капитана, назначен командиром отряда истребителей. Но блестящую карьеру талантливого летчика оборвала революция.

    В ноябре 1917-го Революционный комитет издал приказ о прекращении всех боев на фронте. Но немцы продолжали полеты разведчиков над расположениями наших войск. Однажды Сергиевский не выдержал, поднялся в воздух и сбил немецкий самолет, последний из 11. За нарушение приказа Бориса арестовали и приговорили к расстрелу. По ему удалось бежать. Добрался до Киева, вступил в отряд белогвардейской авиации, выполнял разведывательные полеты.

    В 1918-м Киев захватили войска генерала Петлюры. Всех бывших офицеров царской армии (около 2000 человек), в том числе Сергиевского, разоружили и заперли в одном из муниципальных зданий в центре города. И вновь удалось ему бежать. Вместе с женой на поезде, который вывозил с Украины немецких солдат, добрался до Берлина. Там он обратился в союзную миссию с просьбой зачислить в Британский военно-воздушный флот. Показательные полеты, выполненные Сергиевским, оставили у англичан превосходное впечатление. Его назначили инструктором а одну из летных школ ВВС в чине капитана. Среди учеников Сергиевского оказалось несколько русских офицеров, освобожденных после окончания войны из немецкого плена.

    После тягот военных и революционных лет жизнь в Англии казалась спокойной и приятной. Но когда Сергиевский узнал, что сражающейся против большевиков белой армии нужны опытные летчики, попросил отправить его в Россию. В конце 1919-го он получил должность командира эскадрильи в армии генерала Юденича, наступавшей на Петроград. Летал на устаревшем биплане Е-8, отданном ему англичанами (своих самолетов белогвардейцы не имели).

    Когда наступление Юденича было отбито, остатки белой армии бежали в Эстонию. Чтобы как-то заработать себе на жизнь, Сергиевский вступил в театральную труппу и неожиданно для самого себя, получил у публики признание как исполнитель арий (в студенческие годы брал уроки пения у своей тетки, выдающейся певицы итальянской и русской оперы). Теперь эти навыки пригодились и буквально спасли его и жену от голода. Собрав необходимую сумму денег, Сергиевский и еще несколько летчиков из его бывшей эскадрильи выехали в Польшу. В Варшаве они встретились с представителями Белой Армии. Борису поручили организовать военно-воздушные силы для 3-й армии генерала Врангеля.

    Раздобыв несколько двухместных истребителей и самолетов-разведчиков, Сергиевский приступил к обучению летчиков на аэродроме Мокотово под Варшавой. Но Польша подписала перемирие с Советской Россией, самолеты были конфискованы властями.
    Некоторое время Борис и его жена, имевшая музыкальное образование, подрабатывали, организовав маленькую оперную труппу. Но, понимая, что долго на этом не проживешь, Сергиевские приняли решение эмигрировать в США. Туда они приехали в 1923 году. Борис устроился рабочим на строительстве. И вдруг узнал, что его бывший знакомый по институту И. Сикорский основал в Лонг Айленде собственную самолетостроительную компанию. Тогда Борис предложил ему свои услуги летчика-испытателя. Однако Сикорский только начинал свою деятельность. Тем не менее, принял студенческого товарища на фирму в качестве конструктора и инженера-расчетчика. (Сам Игорь Иванович так и не закончил Киевский политехнический институт, фирма очень нуждалась именно в квалифицированном инженере.) Когда Сикорский в 1925 1926 IT. строил трехмоторный самолет S-35, на котором предполагалось осуществить беспосадочный перелет из США во Францию, Сергиевский выполнил весь инженерный расчет этого аппарата.

    К сожалению, испытать самолет ему не удалось, и это, возможно, сыграло роковую роль в судьбе этой машины. 26 сентября 1926 г. французский пилот Р. Фонк, не имевший опыта эксплуатации больших машин, потерпел катастрофу на взлете: погибли два члена экипажа.

    В 1926 г. по заказу "Стандарт Ойл Компани" был изготовлен одномоторный гидросамолет S-32 для обслуживания работ по добыче нефти в Колумбии. По условиям договора, фирма Сикорского обязывалась не только построить машину, но и обеспечить опытным пилотом. Выбор пал на Сергиевского. В Колумбии он провел два года. За это время налетал на S-32 около 70 тысяч километров, доставляя рабочим на нефтепроводе продукты и деньги.

    В 1928-м Сергиевский вернулся на фирму Сикорского в должности главного летчика- испытателя. С этого времени все машины строились при его участии - он был здесь единственным летчиком. Его, инженера, рекомендации имели большую ценность при создании и доводке новых самолетов.

    За период до 1937-го Сергиевский установил на самолетах-амфибиях и "летающих лодках" с маркой "S" 18 рекордов скорости и высоты: четыре в 1930- м на амфибии S-38, девять в 1934-м на четырехмоторной "лодке" S-42 и четыре в 1936-м на самолете-амфибии S-43. Два экземпляра последних купил СССР для трасс Севморпути. В 1931 г. Принц Уэлльский приобрел S-38 для полетов над Южной Америкой. Сергиевский перегнал машину своим ходом по неизведанному тогда маршруту из Нью-Йорка в Сантьяго. Дальность пере- лета составила более 17 тысяч километров. Еще одна необычная страница в его биографии - участие в экспедиции американского писателя и фотографа Мартина Джонсона по Африке в 1934-м на самолетах Сикорского S-38. Экспедиция Джонсона пересекла весь африканский континент с юга на север. Почти месяц в пути. И самолеты, и шеф- пилот Сергиевский с успехом выдержали трудный и опасный маршрут.

    К концу 1930-х годов Сергиевский имел налет около 9000 часов на всех типах машин. Он считался одним из самых опытных испытателей в США. В 1938-м "летающие лодки" из-за присущих им аэродинамических недостатков перестали пользоваться спросом, и встал вопрос о закрытии "Сикорский Эркрафт Корпорейшен". Тогда же другой русский эмигрант, бывший профессор Петербургского политехнического института Г. А. Ботезат основал в США вертолетостроителъную фирму "Геликоптер Корпорейшн оф Америка". Он предложил Сергиевскому должность вице-призидента и летчика-испытателя. Борис Васильевич принял это предложение. Еще в начале 1920-х годов Ботезат по контракту с американским военным руководством построил первый в США вертолет. Это был аппарат больших размеров с четырьмя крестообразно расположенными несущими винтами. При испытаниях в 1922-1923 гг. он неоднократно поднимался в воздух. Однажды совершил полет, имея на борту 4 человека. Однако из-за опасности опрокидывания аппарата в случае поломки привода к одному из винтов и механической трансмиссии дальнейшее финансирование проекта прекратили.

    Новый вертолет Ботезата, спроектированный им в 1930-е годы, имел соосное расположение несущих винтов. Двигатель установили между винтами. Указанные особенности позволили сделать кон- струкцию более компактной и жесткой, упростить механизм трансмисии и избежать нарушения аппарата при поломках в приводах к винтам. Ботезат увлек Сергиевского перспективами применения вертолетов, и тот с увлечением взялся за новое для него дело. Помогал конструктору в создании экспериментального образца и после того, как тот был готов, приступил к его испытаниям. Вертолет представлял собой установленную на колеса ферму, внутри которой находился летчик. Двигатель и винты были расположены сверху, над его головой. Вес конструкции составлял всего 270 кг.

    При первых пробах вертолет прикрепляли к земле тросами, ограничивавшими высоту подъема и предохранявшими машину от опрокидывания. Приобретя необходимый навык, Сергиевский и Ботезат рискнули перейти к испытаниям в свободном полете. Они проводились на аэродроме Рузвельта в Лонг-Айленде. В течение нескольких месяцев Борис Васильевич выполнил множество подобных подъемов в воздух. Точнее сказать, это были "подпрыгивания", ради безопасности высота не превышала полутора метров.

    Смерть Ботезата в 1940-м нарушила ход работ и отрицательно сказалась на их результатах. Новый вариант соосного вертолета с закрытой кабиной и более мощным двигателем, построенный в начале 1940-х, оказался неустойчивым. Во время одного из полетов он потерял равновесие и упал на землю. К счастью, это произошло на малой высоте, Сергиевский не пострадал.
    После ухода в 1944-м с фирмы "Геликоптер Корпорейшн оф Америка" Сергиевский несколько месяцев прослужил в ВВС США в должности технического советника. После окончания второй мировой войны работал пилотом на чартерных авиалиниях. Любил летать и занимался этим делом до глубокой старости.

    В конце жизни Сергиевский много помогал русским эмигрантам. Он был президентом Русского православною технологического общества, спонсором русских филантропических организаций в США. Скончался в конце 1971-го в возрасте 83 лет.


    [поиск]
  • Тимохин Борис Николаевич, Санкт-Петербург
  • Кузнецов Виталий Вадимович, Санкт-Петербург
  • Теляков Тимур Ахтатьевич, Санкт-Петербург
  • великая отечественная война
  • У Вас ошибка в сведениях о погибших
  • 7 ноября - Октябрьский переворот в России
  • В Стокгольме выпал розовый снег
  • Открыт первый торрент-каталог без торрентов
  • Бизнесмены сместили козла с поста мэра


  •