Родился 17 января 1918 года в селе Чухолза Борисоглебского района Ярославской области. Отец - Гунбин Александр Дмитриевич (1875-1937). Мать - Гунбина Анна Дмитриевна (1881-1972). Сын - Александр Николаевич (1952 г. рожд.), подполковник авиации, ныне работает в научном учреждении, связанном с космическими исследованиями.
Отвечая на призыв "Молодежь - на самолеты!", в августе 1936 года по путевке Ленинградской комсомольской организации Николай Гунбин зачислен курсантом Челябинского военного авиационного училища штурманов, которое окончил в 1939 году.
Поколение летчиков и штурманов того времени училось по принципам, сформулированным легендарным летчиком Валерием Чкаловым: иметь воинский дух, гражданскую доблесть, решительный характер, быть умственно и физически развитым, виртуозом в бомбометании, в воздушной стрельбе и пилотаже.
После службы в строевых авиационных полках на Дальнем Востоке последовала переподготовка во 2й Высшей школе штурманов в Иванове. Николай осваивает поступающие в войска новые тяжелые бомбардировщики ДБ-3ф. Окончание учебы планировалось на август 1941 года.
Однако жизнь делает крутой и трагический поворот - началась Великая Отечественная война. Николай становится штурманом 220го авиаполка. В составе экипажа ДБ-3ф (Ил-4) он выполняет боевые задания на бомбардировку военных объектов фашистской Германии.
За успехи в боевых действиях полк получает гвардейское звание и переименовывается в 10й гвардейский Сталинградский авиационный полк авиации дальнего действия.
К июлю 1944 года штурман капитан Н. А. Гунбин совершил 288 боевых вылетов на бомбардировку стратегических объектов, живой силы и боевой техники противника. Полеты были весьма сложные и ответственные, как по объектам противника в оперативной зоне, так и в глубоком тылу врага, включая бомбовые удары по Берлину.
С Курского направления 10й авиаполк АДД в августе 1943 года перебазирован на северный аэродром для помощи войскам Ленинградского фронта в обороне города на Неве. Только за месяц полк произвел отсюда более 500 боевых вылетов. Подвиги летчиков и штурманов полка получили высокую оценку. Капитан Н. А. Гунбин был награжден орденом Ленина.
Наиболее сложными были бомбовые удары по морским объектам. Как правило, они плотно прикрывались зенитной артиллерией. И все же экипажи, умело маневрируя, прорывались к целям и наносили бомбовые удары.
Памятны Николаю Александровичу боевые вылеты на румынский порт Констанца, немецкий порт Кенигсберг и другие важные объекты.
В конце войны полк получает задание - нанести бомбовый удар по Берлину. К тому времени дальность полета до фашистской столицы сократилась до 600 километров. Возросло количество вылетов. Последний бомбовый удар по Берлину экипажи 10го гвардейского авиаполка АДД произвели в конце апреля 1945 года.
Война победоносно завершена. Родной Николаю Александровичу 10й авиаполк подводит итоги. В полку много орденоносцев.
Среди Героев - капитан Николай Александрович Гунбин. О том, как он узнал о присвоении ему этого высокого звания, он пишет в книге "В грозовом небе": "В разгар массированных ударов в Западной Белоруссии 19 августа 1944 года мы услышали по радио Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями большой группы личного состава ВВС. Нескольким летчикам и штурманам нашего полка присвоено звание "Герой Советского Союза". Среди них и моя фамилия. Вскоре нас, удостоенных звания Героя, для вручения наград пригласили в Москву. С нами, девятью летчиками, летит и наш командир дивизии генерал И. К. Бровко. На другой день в Кремле, где нам довелось быть впервые, "всесоюзный староста" Михаил Иванович Калинин вручает награды. Потом фотографируемся с ним на память. Перед вручением нас просили: не жмите сильно руку Михаилу Ивановичу, хотя вы и будете радостны и взволнованы. Пробыв в Москве три дня, мы вернулись на свой аэродром."
После Великой Отечественной войны служба Н. А. Гунбина в военной авиации продолжается. В 1946 году он поступает на учебу в Военно-воздушную командную академию. Это был набор, который в шутку называли "Золотой ордой": на груди многих слушателей горели Золотые Звезды.
В 1951 году после выпуска из академии Николай Александрович снова направляется в строевую часть старшим штурманом полка, где по случайному совпадению командиром был С. А. Харченко, с которым он за время войны совершил более 300 боевых вылетов. Вот была радость!
С 1954 года Николай Александрович работает преподавателем в той же академии, где учился. Там защитил диссертацию, получил ученое звание доцента и воинское звание полковника.
В 1988 году Н. А. Гунбин увольняется из Вооруженных Сил. Но дел у него не стало меньше. К нему идет непрерывный поток приглашений от школьников, студентов, слушателей академии с просьбой выступить, рассказать о войне, о действиях авиации в ту пору. И фронтовик идет на эти встречи. Его часто видят в залах музея Военно-воздушных сил, созданного в Монино. Музей имеет более сотни натуральных самолетов самых разных модификаций, большую коллекцию авиационных двигателей, четыре десятка авиационных пулеметов и пушек. И обо все этом профессионально рассказывает слушателям опытный штурман. Входя в зал истории авиации периода Великой Отечественной войны, Н. А. Гунбин говорит: "Перед вами самолет Ла-7. На нем трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб в воздушных боях сбил 17 фашистских самолетов. Всего же он "свалил" 62 самолета врага". Завершая рассказ, штурман-фронтовик призывает молодых экскурсантов идти в авиацию, как пошел он в далекие 1930-е годы.
Герой Советского Союза Н. А. Гунбин награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многими медалями.
Николай Александрович увлекается поэзией, собрал немалую коллекцию сборников стихов и поэм.
|