поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияКирток
ИмяНиколай
ОтчествоНаумович
Городсело Мариновка
Дата рождения06.12.1920
ЗваниеГерой Советского Союза
Награды и регалииорденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени

  • Биография
  • Родился 6 декабря 1920 года в селе Мариновка Доманевского района ныне Николаевской области (Украина), в семье крестьянина-бедняка. Отец, Наум Филонович (1880-1969), и мать, Александра Кирилловна (1885-1967), всю жизнь занимались сельским хозяйством. Супруга - Кирток Роза Павловна (1923 г. рожд.), окончила МАИ, с 1947 по 1986 год работала в ОКБ имени С.В. Ильюшина - от инженера-конструктора до начальника экспериментального отдела. Заслуженный изобретатель СССР. Дочь - Терентьева Марина Николаевна (1947 г. рожд.), окончила МАИ, работает в ОКБ имени С.В. Ильюшина инженером-расчетчиком. Внуки: Юрий (1973 г. рожд.) и Виктор (1979 г. рожд.). Правнуки: Павел и Никита (оба 1999 г. рожд.).

    Окончив в 1936 году семилетку в селе Мариновка, Николай уехал в Одессу. Там поступил в ФЗУ и после его окончания работал стропальщиком на заводе имени Октябрьской революции. Одновременно учился на вечернем отделении рабфака педагогического института.

    В 1938 году Н. Кирток поступил в Одесский аэроклуб в группу пилотов. В течение года освоил самолет У-2 (По-2) и был направлен в Тамбовскую школу пилотов. К началу Великой Отечественной войны овладел самолетами УТ-2, Р-5 и приступил к полетам на СБ (скоростной бомбардировщик).

    С июля 1943 года Н. Кирток на фронте. Воевал в составе 2й и 5й воздушных армий Степного, 1го и 2го Украинских фронтов в должностях летчика, командира звена 140го штурмового авиационного полка, а с октября 1944 по май 1945 года - командира эскадрильи 143го штурмового авиационного полка.

    Навсегда врезалось в память Н. Киртоку его боевое крещение. Шел июль 1943 года. На рассвете младший лейтенант Кирток в группе штурмовиков вылетел на первое боевое задание. Нужно было уничтожить колонну немецких танков. Летчики славно потрудились: после их ударов горели хваленые "тигры" и "пантеры", другие бронемашины врага.

    Июль 1944 года. Войска 1го Украинского фронта, стремительно наступая на запад, вышли к Висле и с ходу заняли на ее левом берегу плацдарм в районе Сандомира. Противник упорно оборонялся. С воздуха действия наших наземных войск поддерживали летчики 2й воздушной армии. 140й гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором командиром звена был Н. Кирток, базировался на полевом аэродроме в районе Жешува.

    11 августа Николай Кирток дважды поднимал свой штурмовик в воздух и брал курс на Сандомирский плацдарм для подавления танковых контратак противника. В середине дня группа в составе 5 штурмовиков Ил-2 под его командованием получила задачу нанести бомбоштурмовой удар по противнику в районе Шидлув, Дуже. Это был 151й боевой вылет Николая.

    Противник встретил сильным зенитным огнем. Летчики группы, умело маневрируя, без потерь пробились к цели, начали атаковать вражеские танки, бронетранспортеры и пехоту. При последнем, пятом заходе на цель в воздухе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой.

    Истребители прикрытия и стрелки "илов" успешно отражали атаки. Однако паре "мессершмиттов" удалось прорваться к штурмовикам. Самолет Киртока прошила длинная очередь. В кабине появился запах гари. Но при очередной атаке вражеский истребитель, не рассчитав дистанции, на большой скорости проскочил вперед "ила". Николай нажал гашетку - и "мессер" взорвался в воздухе.

    Киртока вызвали на командный пункт полка. Там были комдив А. С. Фетисов, командир полка майор К. Л. Круглов и начальник штаба полка майор Д. М. Слащанский. Комдив сказал: "Завтра с утра двумя самолетами Ил-2 под прикрытием четырех истребителей "Як" из дивизии генерала Баранчука произвести разведку войск противника в районе Кельце, Сташув, Босовице, Гжибув и Ракув. Имеются сведения о том, что противник подтягивает в район плацдарма свежие резервы".

    Взлетели затемно, чтобы с рассветом уже быть над линией фронта. Через 40 минут показалась дорога, идущая с запада в район Сташува. Кирток обнаружил на ней колонну танков, бронетранспортеров и автомашин.

    Снизившись до 200-300 метров, сделали два круга, и Кирток насчитал до 70 танков, бронетранспортеров и около 100 автомашин.

    Получив данные разведки, с аэродромов 2й воздушной армии поднялись штурмовики и бомбардировщики для уничтожения обнаруженной техники врага.

    В конце августа 1943 года полку поставили сложную боевую задачу: уничтожить танки противника, контратаковавшие наши наземные части в районе Кобеляны. Для выполнения этой задачи полк выделил несколько групп самолетов Ил-2. Группа Н. Киртока в составе 8 штурмовиков должна была вылететь третьей.

    В середине дня по команде командира корпуса дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации В. Г. Рязанова группы самолетов взлетели, взяв курс на северо-запад, где шли жестокие бои. Полет к цели протекал спокойно. Через 15-20 минут полета вдали на солнце блеснула Висла, а на ее западном берегу показался столб дыма, поднимавшийся до высоты 400-500 метров. Это и был Сандомирский плацдарм.

    Справа внизу в пелене дыма и пыли к переднему краю наших войск, стреляя на ходу, двигались танки противника. Кирток дает команду: "Внимание! Работаем в боевом порядке "круг". Приготовиться к перестроению".

    После 6 заходов на цель с земли поднялись 6 столбов дыма. Это загорелись танки. Пехота противника залегла. На последнем, седьмом заходе один штурмовик неожиданно загорелся от попадания зенитного снаряда. Летчик направил объятый пламенем самолет прямо в скопление танков. Там образовался огромный столб пламени и дыма. Так героически погиб командир 8й штурмовой авиационной дивизии подполковник А. С. Фетисов. Погиб и его воздушный стрелок старшина Л. Соленко.

    Группа Киртока вернулась на свой аэродром. В результате ее удара была задержана атака противника на этом участке фронта, уничтожено до 10 немецких танков и бронетранспортеров.

    Особенно отличился Н. Кирток в боях за Берлин. 24 апреля 1945 года он дважды водил группы "илов" на уничтожение артиллерийских и минометных батарей противника на юго-западной окраине Берлина. Метким бомбовым ударом, пушечно-пулеметным огнем и ракетами 6 "илов" создали 3 сильных взрыва, 4 очага пожара и подавили огонь 4 артиллерийских батарей.

    Последний боевой вылет Кирток совершил 10 мая. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецко-фашистских войск под командованием фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад, чтобы сдаться в плен нашим союзникам.

    ...В полку была объявлена боевая тревога. Кирток получил боевую задачу: нанести бомбово-штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. И эта боевая задача была выполнена отлично. А на земле летчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом И. С. Конева: "Всему личному составу полка объявляю благодарность".

    За период с 27 июля 1943 года по 11 мая 1945 года Н. Н. Кирток совершил 210 успешных боевых вылетов в условиях сильного противодействия немецкой зенитной артиллерии и истребительной авиации. 210 боевых вылетов - это более тысячи атак по наземным целям. На его счету числятся уничтоженными и поврежденными 38 танков и бронетранспортеров, 54 автомашины с войсками и грузами, 7 цистерн с горючим, им подавлен огонь 6 батарей зенитной артиллерии, уничтожен железнодорожный эшелон с боеприпасами.

    Капитан Н. Н. Кирток - участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

    После войны он продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, служил в ГКНИИ ВВС начальником отделения тактических испытаний самолетов. С 1954 по 1976 год - на руководящих должностях в Главном оперативном управлении Генерального штаба ВС. С 1976 года - в запасе. До 1987 года работал инженером-конструктором в ОКБ имени А. С. Яковлева.

    Звание Героя Советского Союза Николаю Наумовичу присвоено 27 июня 1945 года. Он также награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 29 медалями, в том числе иностранных государств.

    Живет в Москве.

    [поиск]
  • Кирток Николай Наумович, село Мариновка
  • Воловодов Борис Наумович, Грозный
  • Кузнецов Николай Иванович, Екатеринбург
  • поиск
  • Военные песни
  • Советские партизаны в Италии
  • В Стокгольме выпал розовый снег
  • Открыт первый торрент-каталог без торрентов
  • Бизнесмены сместили козла с поста мэра


  •