Родился 10 сентября 1925 года в селе Усть-Менза Читинской области. Отец - Москалев Н.С. Мать - Москалева П. Супруга - Москалева Нина Васильевна (1931 г. рожд.). Дочь - Москалева Лидия Георгиевна (1951 г. рожд.). Сын - Москалев Олег Георгиевич (1961 г. рожд.).
Поредевшая за годы Гражданской войны семья Николая Степановича Москалева переехала в Улан-Удэ. Отец Георгия стал работать на водном транспорте. Жили в бараке на левом берегу Селенги, поэтому все детство будущего художника прошло возле реки. Еще в школе Георгий начал заниматься в изостудии Дома народного творчества.
Окончив 8 классов, Георгий Москалев был призван в Красную Армию и зачислен курсантом в Забайкальское военно-пехотное училище. После ускоренного выпуска лейтенант Москалев направлен в 176й гвардейский стрелковый полк 46й армии 2го Украинского фронта на должность командира пулеметного взвода. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, освобождал Бендеры, Белгород-Днестровский. Дважды ранен.
Во время форсирования Дуная принимал участие в высадке десанта и удержании плацдарма. Вытащил из ледяной воды одного из своих подчиненных, после чего без шинели и в мокрой одежде продолжал вести огонь по позициям противника, в итоге заставив немцев отступить с большими потерями. В числе пятерых воинов 2го стрелкового батальона в марте 1945 года был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
Войну Георгий Николаевич закончил в должности командира роты. Через год был демобилизован.
С 1946 года началась гражданская мирная жизнь. Г. Н. Москалев поступил в Иркутское художественное училище, а в 1951 году стал студентом живописного факультета Московского художественного института имени В. И. Сурикова.
К сожалению, по состоянию здоровья Виктор Николаевич не смог закончить факультет. Доучивался молодой художник в мастерской профессора Б. А. Дехтярева.
Вернувшись в 1957 году в Улан-Удэ, он продолжал работать на родине, вступил в Союз художников СССР.
Сюжеты для своих произведений он находил в среде рабочих. Спускался в шахты, плавал на судах, работал в геологических партиях. Это можно считать прелюдией к главной работе художника: запечатлеть в картинах Великую Отечественную войну. Своим моральным долгом он считал представить всех тех, кто боролся с врагом, но не дожил до Победы.
Первой картиной этого цикла стало полотно "Битва за Дунай". Затем последовали "Прорыв", "Рассвет" и "Один на один", которые экспонировались на Всероссийской художественной выставке "Мир отстояли - мир сохраним", посвященной 40-летию Победы.
В лаконичных композициях, впечатляющих образах переданы и общее значение войны, и конкретные детали, которые сейчас воспринимаются как символы героического подвига народа. В одном из последних произведений - "В мастерской фронтового друга" Москалев стремится взглянуть на военные годы с исторической дистанции, разделяющей то грозное время с современностью. Художник пытается внести в образный строй картины философское начало, приглашает зрителя к своеобразному диалогу с героями полотна, с теми, кто выстоял в великой битве.
В 1975 году Георгий Николаевич получил звание Народного художника Бурятской АССР. Он лауреат Государственной премии Бурятской АССР в области литературы и искусства.
Звание Заслуженного художника РСФСР присвоено ему в 1982 году.
Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями "За победу над Германией", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и другими.
Живет в Улан-Удэ.
|