Непосредственное участие в афганской войне вместе с личным составом оперативно обслуживаемых частей 40-й армии принимали и чекисты. Вместе они до конца выполнили свой воинский долг. Всего в ходе боевых действий в ДРА погибли 14 сотрудников особых отделов, 89 особистов были ранены. Многие чекисты награждены орденами и медалями, а старшему оперуполномоченному капитану Борису Соколову присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, накопленный опыт контрразведывательной работы в условиях боевых действий в Афганистане практически не обобщен. Однако бывшие чекисты видят свой долг в том, чтобы через советы ветеранов доводить его до молодых оперработников...
Автор этих строк с некоторыми перерывами, а потом постоянно, находился в Афганистане с сентября 1982 по октябрь 1987 г., где занимал довольно высокие служебные посты, в том числе и в Оперативной группе Маршала Советского Союза С. Соколова.
Важную роль при вводе войск сыграло и контрразведывательное обеспечение развертывания ОКСВ. Вместе с передовыми частями в Кабул вошли и подразделения полевого управления Особого отдела КГБ 40-й армии во главе с первым его начальником полковником С. Божковым.
Одной из особенностей нашего пребывания в Афганистане являлось полное отсутствие государственно-правовых документов (указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений Совета министров СССР, приказов КГБ СССР и т.д.), которые бы регламентировали использование советских войск в этой стране, ведение контрразведывательной и разведывательной работы особыми отделами.
К глубокому удовлетворению военных чекистов, нонсенс с отсутствием элементарной правовой базы в значительной степени разрешил первый заместитель председателя КГБ СССР генерал армии Г. Цинев. Именно он совместно с Главной военной прокуратурой подготовил указание, позволившее органам военной контрразведки осуществлять свою деятельность в полном соответствии с теми статьями Уголовного кодекса СССР, которые были применимы только в ходе войны. Помогали в чекистской работе и специальные соглашения с органами безопасности Афганистана и на их основе достигнутые взаимные деловые контакты. Вся многоплановая деятельность военной контрразведки в ДРА была направлена прежде всего на оказание содействия командованию в повышении боеспособности войск, эффективности проведения боевых операций. Как одному из руководителей особого отдела 40-й армии, хотелось бы выразить всем сослуживцам глубокую благодарность, и особенно, полковникам В. Кезу, П. Широкоступу, подполковникам В. Васильеву, М. Серкову, Г. Корячкину, Н. Борину, С. Плешакову, майору А. Зотову.
Большой вклад в становление военной контрразведки ДРА внесли наши военные чекисты-советники. С ними Особый отдел армии поддерживал тесные рабочие отношения.
в фокусе нашего внимания была борьба с агентурной деятельностью противника. Так, за 1980-1988 гг. чекистами была вскрыта и пресечена шпионская деятельность 44 агентов спецслужб США, Англии, Франции, Пакистана, одного из Индии, а также 875 агентов бандформирований и контрреволюционного подполья.
За годы нашего пребывания в ДРА противник не только наращивал свои разведовательно-подрывные усилия, но и накопил в этом определенный опыт. В последние годы он, к примеру, все чаще стал создавать вербовочные ситуации в отношении отдельных советских офицеров. Некоторые из них пресекались, другие развивались под нашим контролем.
Особую озабоченность у военных контрразведчиков вызывало стремление мятежников и спецслужб Пакистана и Ирана проникнуть в агентурную сеть оперативно нами обслуживавшегося разведцентра центрального подчинения.
Комплектуя штаты особого отдела 40-й армии, руководство Управления военной контрразведки в Москве ввело в него небольшое, но важное по своей сути специальное подразделение. Оно занималось учетом всех без исключения советских военнослужащих, которые в силу различных обстоятельств оказались в плену у бандитов, без вести пропавшими. Добывало данные о их гибели или нахождении в определенной банде, собирало сведения о их геройском или преступном поведении, а главное - организацией их вывода на нашу территорию.
|