В России не действуют механизмы законодательной защиты моряков. Такое мнение в интервью РИА Новости высказал в пятницу заместитель председателя российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.
"Это проблема системная, потому что у нас недостаточно проработаны вопросы, связанные с деятельностью круинговых компаний (агентств по найму моряков) в России", - сказал он, комментируя ситуацию с задержанием и освобождением российских моряков в Бенине.
В то же время Ковальчук считает, что моряки сами должны проявлять осмотрительность при устройстве на работу.
"Моряки и сами должны смотреть, куда они идут (наниматься). Мы рекомендуем всем морякам обращаться в профсоюз и советоваться, что это за судовладелец, что это за круинговые агентства, насколько они добросовестны, как выполняют свои обязательства. Как правило, мы имеем такие сведения", - отметил представитель профсоюза.
Он также сообщил, что "сейчас на повестке дня принятие сводной конвенции по труду на море".
Этот документ практически является трудовым кодексом для моряков. Конвенция регулирует практически все аспекты труда на море, там регламентируется и минимальная заработанная плата, и минимальный срок найма, и другие условия работы моряков", - сказал Ковальчук, добавив, что ее вступление в силы должно произойти до 2010 года.
И все равно, как подчеркнул Игорь Ковальчук, реальных средств воздействия на круинговые компании, сейчас в России нет.
"Круинговая компания это - всего лишь посредник, их задача найти для работодателя работника. Поэтому за то, что происходит в отношениях работодателя с моряками, она ответственности не несет", - констатировал профсоюзный деятель.
"На сегодняшнем этапе проблему, связанную с недобросовестными работодателями, можно решить, только обратившись в профсоюз. Так сложилось, что профсоюз это - единственная организация, которая обладает информацией по этим случаям и может оказать содействие в защите прав моряка", - добавил Ковальчук.
В порт Котону (Бенин) 26 октября прибыл теплоход "Сканер", принадлежащий греческой компании "Голден Карьес", суда которой ходят под панамским флагом. В составе многонационального экипажа было четверо российских моряка.
Двое из них 26 октября должны были сойти на берег в связи с окончанием контракта.
Все четверо во главе с капитаном обратились в фирму с требованием погасить задолженность по зарплате за пять месяцев. В ответ компания подтвердила, что задолженность будет погашена, но на следующий день, 27 октября, компания приняла решение об увольнении двух оставшихся моряков.
Затем судовладелец предпринял еще один неблаговидный шаг - он лишил моряков авиабилетов для возвращения на родину.
При содействии посольства России в Бенине российские моряки, задержанные в этой стране, вернутся на родину во вторник, 7 ноября, сообщил РИА Новости по телефону посол РФ в Бенине Владимир Тимошенко.
"Российское посольство предоставило морякам отдельную резервную квартиру в жилом доме, с ними все в порядке, и надеемся, что в понедельник мы отправим их домой", - сказал российский посол. |