Самолет с 15 освобожденными в среду властями Ирана британскими моряками приземлился в лондонском аэропорту Heathrow.
После прибытия на родину моряки должны быть доставлены вертолетами на базу морской пехоты "Чивнор", расположенную в английском графстве Девон. Однако предстоящую ночь британские матросы и морские пехотинцы смогут провести со своими родными и близкими, отмечает "Интерфакс".
Предполагается, что военным будут заданы вопросы о 13 днях, проведенных в Иране.
Примечательно, что перед вылетом из Ирана британские моряки получили подарки от президента страны Махмуда Ахмади Нежада. Военнослужащие получили сувениры ручной работы, книги, фисташки, национальные сладости и персидскую вазу, сообщает РИА "Новости".
Британцы поблагодарили иранцев и даже сказали несколько фраз на фарси, которые они выучили во время 13-дневного задержания.
Корреспондент британского телеканала Sky News, который находился в самолете вместе с моряками, сообщил, что освобожденные британские военные много смеялись и пили шампанское.
15 британских военнослужащих были задержаны 23 марта утром. Две страны назвали различные координаты местонахождения моряков в момент задержания. По версии Минобороны Великобритании, это были иракские территориальные воды, где моряки осуществляли досмотр торговых судов, а по данным Тегерана, британцев задержали в иранских территориальных водах.
В четверг западные газеты комментируют неожиданную развязку кризиса с захваченными Ираном 15 британскими моряками.
Жесткий стиль Тегерана произвел впечатление на арабов и мусульман других стран, считающих своих лидеров продажными лакеями Запада. Иран также показал, что он будет отвечать на провокационное развертывание англо-американских сил в Персидском заливе.
СМИ задаются вопросом о том, какой же была цена освобождения и какие выгоды получил Иран от этого кризиса.
Иран хотел уважения и признания его силы. Трудно преувеличить его глубокую веру в свое право участвовать в управлении Ираком и регионом в целом, в силу его размеров и долгой государственной истории на территории, где в прошлом веке границы стран определялись линиями, проведенными на песке. Многие иранцы воспримут этот эпизод как подтверждение статуса, даже если в Британии он может казаться уступкой, отмечают газеты.
Тони Блэр тоже вышел из кризиса, сохранив лицо. Переход от малозаметных контактов к арене Совета Безопасности ООН, а затем новое, продуманное возвращение к тайным переговорам с Тегераном были рискованными. Он мог показаться слабым, и это привело бы к эскалации конфликта. Но это, похоже, дало Тегерану именно такой толчок и такое предупреждение, какие были нужны.
Российские политологи: освобождение моряков - сильный ход президента Ирана
Решение об освобождении Ираном 15 британских моряков стало выигрышным ходом иранского президента Махмуда Ахмади Нежада, стремящегося к региональному лидерству, считают российские политологи.
По мнению директора института Ближнего Востока Евгения Сатановского, это освобождение стало результатом блестящего "пиаровского" хода президента Ирана. "Он понимает, насколько яркое впечатление он производит на своих соседей, на арабский и исламский мир, на регион", - отметил Сатановский. "Захват в заложники подданных Великобритании, - традиционной метрополии, держащей морские базы и гарнизоны на протяжении двух веков как раз в этом регионе, - и затем царственным жестом отпуск их на волю демонстрирует, что Иран сегодня может делать то, что когда-то делала "царица морей" Великобритания", - сказал он РИА "Новости".
Директор института политических исследований Сергей Марков подверг сомнению предположение о том, что освобождение моряков стало результатом сделки между британским правительством и Ираном. "Трудно понять, что столь открытое, столь публичное британское правительство пошло в такой ситуации на тайную сделку с тоталитарным руководством Ирана. Это вопрос практически невозможный", - сообщил он. Вместе с тем, Марков также выразил уверенность, что подобным шагом Иран получил преимущество на политическом поле. "Без всякой тайной сделки Иран очень выиграл в публичном пространстве: он продемонстрировал свою добрую волю, свою силу, и то, что с ним можно вести переговоры и добиваться успеха", - подчеркнул он. |