Когда у человека уже давно все есть, ему хочется луну с неба или еще что-нибудь этакое... Например, слетать в космос или сменить пол. Но Нурсултан Назарбаев - не обычный человек, у него есть не просто все, а целая страна.
И если уж хотеть чего-то Нурсултану Абишевичу, то такого, что бы оставило его след в веках. Поэтому на Петербургском форуме он и предложил построить канал Евразия, который свяжет Каспийское море с Черным, а кроме того - повернуть стоки сибирских рек в Среднюю Азию. Вот какой масштабный человек Нурсултан Абишевич.
С помощью канала, по словам Назарбаева, республики Средней Азии смогут выйти к мировому океану. Он заверил, что это значительно ускорит транспортировку энергоресурсов, в том числе и нефти, из Каспийского моря в Азовское и Черное.
Надо сказать, идею строительства нового канала обсуждали еще до Великой Отечественной войны, в 1936 году. Но реализовать проект не удалось.
Второе предложение - повернуть стоки сибирских рек на юг, то есть в Среднюю Азию и Казахстан, тоже не новое, уже полвека над ним ломали копья и решили-таки не поворачивать - опасно, непредсказуемо.
Но тут дело оказалось не в экологии или экономике - предложенные проекты Назарбаев с гордостью назвал стратегическими. По его мнению, они решительно сближают наши страны. Назарбаев также добавил: "И самое главное, что нам по плечу решать такие мощные интеграционные задачи сегодня".
Однако как-то странно получается - канал между Черным и Каспийским морем президент свободного и независимого Казахстана предлагает строить по территории России. Потому как южнее - Кавказский хребет, прорыть через который канал пока не по силам даже казахстанскому президенту.
И реки в Среднюю Азию собирается поворачивать президент Казахстана почему-то сибирские, российские. И как-то складывается ощущение, что финансирование прожектов на 90% тоже предполагается российское. И риски (экологические, экономические) тоже российские, но уже на 100%.
Хотя уже сейчас можно сказать, что поворота рек никакого не будет - все-таки за полвека споров ученые смогли доказать, что экологические издержки поворота рек слишком велики. И, что очень важно, все эти издержки находятся на территории РФ, а все плюсы - в республиках Средней Азии.
Да и канал - он, вообще-то, зачем нужен? Урюк возить? Нет, нужен он, чтобы возить нефть и сжиженный газ в обход российской трубопроводной системы, что, конечно, снижает издержки среднеазиатских республик, но исключительно за счет России.
Вот какие хорошие предложения сделал Н.А.Назарбаев. |