Договоренность о транспортировке российской нефти в Китай была достигнута между Москвой и Астаной.
Для поставок российской нефти в Китай будет использоваться казахский трубопровод Атасу - Алашанькоу, который был введен в строй в конце 2005 года. Пропускная способность трубопровода составляет 20 млн т нефти в год, но пока он заполнен лишь на треть.
Как сообщил 26 ноября министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, в 2008 году Россия может отправить в Китай через магистраль Атасу - Алашанькоу до пяти млн тонн своей нефти.
Сегодня российская нефть поступает в Китай только по железной дороге через территорию Монголии. Единственным поставщиком с российской стороны выступает госкомпания "Роснефть", подписавшая соответствующее соглашение с китайской госкорпорацией CNPC в 2004 году. Согласно условиям контракта "Роснефть" должна поставить Китаю 48,4 млн т нефти до 2010 года.
Однако теперь "Роснефть" больше не устраивает цена, которая была зафиксирована в контракте, ведь мировые цены за последние несколько лет заметно выросли, к тому же транспортировка нефти через территорию России и Монголии обходится "Роснефти" все дороже. Китайцы же упорно отказываются повышать плату за нефть, в связи с чем даже возникла угроза расторжения контракта. Более того, из-за разногласий по поводу цены на нефть Россия и Китай никак не могут подписать соглашение о строительстве китайской ветки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.
Возможно, "Роснефти" и CNPC удастся разрешить спорные вопросы благодаря появлению нового нефтеэкспортного маршґрута через Казахстан. Поставки нефти в Китай по трубе Атасу - Алашанькоу будут интересны и другим российским нефтяным компаниям, договоренность с CNPC о поґставках нефти в Китай уже есть у компании ТНК-BP. |