Несколько лет назад Брайян Вансинк и его коллеги провели небольшой эксперимент. Они раздавали в чикагском кинотеатре бесплатный попкорн. Правда, это не был обычный попкорн. Скажем так, он был весьма и весьма невкусным.
После приготовления попкорна, его выдерживали в холодильнике в течение пяти дней, чтобы он скрипел при поедании. Один из посетителей оценил вкусовые качества продукта так - "все равно, что пенопласт грызть".
Зачем психологи скармливали эту гадость киноманам? Ученые знали, что попкорн не нравится посетителям. Однако если людям давали большое ведерко старого попкорна, то они в среднем ели его на 53% больше, чем когда им давали большой стакан.
Вансинк спрашивал испытуемых, может ли быть так, что они съели больше попкорна просто потому, что им дали большие порции, но люди отказывались в это верить. "Меня так просто не обманешь" - был типичный ответ.
Однако людей на самом деле легко обмануть. Ведь в 2006 году тот же ученый провел знаменитый "суповый эксперимент". Он предлагал людям съесть томатный суп из тарелки, которая была незаметно соединена с резервуаром. По мере того, как люди ели, по трубке подавалось все больше и больше супа.
Как и в случае с попкорном, потребление супа из "неистощимой тарелки" была намного выше, чем обычный объем.
Хотя данный эксперимент может показаться "дурацким", он имеет весьма и весьма важное значение. Вансинк и его коллеги считают, что увеличение порций еды могут быть напрямую связанны с эпидемией толстяков в США и Европе. Чем больше еды вы положите, тем больше ее съедят.
Поэтому борьбу с ожирением надо начинать с того, чтобы уменьшать объем порций, к которым привыкли люди. |