Верховный суд России в четверг обратился к Конституционному суду с просьбой разъяснить, могут ли суды применять смертную казнь в качестве меры наказания после 1 января 2010 года, когда кончается срок действия объявленного ранее моратория.
Дело в том, что объявленный 2 февраля 1999 года мораторий на смертную казнь должен действовать до введения в действие федерального законодательства, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за которое предусмотрена смертная казнь, возможность рассмотрения его дела судом присяжных.
Пока что единственным регионом страны, где не действуют суды присяжных, является Чеченская Республика. Однако с 1 января 2010 года суд присяжных будет введен и на территории Чечни.
Как пояснил судья Верховного суда Владимир Давыдов, возможное применение смертной казни в России с 2010 года может вступить в противоречие с международным законодательством, в частности, с протоколом N6 европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. "На данный момент Россия находится на стадии ратификации протокола N6 и до настоящего времени не выразила своего намерения отказаться от участия в этом договоре", - отметил Давыдов.
По мнению главы международного комитета Госдумы Константина Косачева, запрос Верховного суда является стремлением заполнить правовой вакуум, а не попыткой восстановить смертную казнь в стране. "После учреждения суда присяжных на (всей) территории РФ возникает определенный правовой вакуум, который нуждается в заполнении", - констатировал парламентарий.
"Независимо от... юридических аспектов, существо ситуации должно оставаться неизменным: оно должно заключаться в том, что Россия не должна применять смертную казнь, являясь просвещенной, цивилизованной европейской державой", - приводит РИА Новости слова Косачева. |