Россия может сыграть в Арктике весьма активную роль, предостерегает обозреватель The New York Times Джон Винокур, отмечая, что глобальное потепление откроет доступ к морским путям и колоссальным запасам углеводородов в Северном Ледовитом океане.
Между тем вопросы размежевания территорий не решены. "Существует также обеспокоенность, что трехлетняя российская экспедиция по составлению карт дна Северного Ледовитого океана будет сопровождаться отрядом военных кораблей. К чему? Для отражения атак тюленей?" - пишет автор.
По данным обозревателя, никаких широких и конкретных мер для предотвращения милитаризации Арктики или решения ее нарастающих экологических проблем не планируется. Даже Конвенция ООН по морскому праву не ратифицирована Сенатом США. Главные западные "игроки", действующие на арктической арене - Канада, США, Норвегия и Дания - в публичных заявлениях дают понять, что вопрос об Арктике подождет.
Российская сторона, напротив, торопится застолбить за собой Арктику. "У россиян есть опыт работы в этом регионе, однако заботой об окружающей среде они, мягко говоря, не славятся", - пишет автор. В нынешнем году Совет безопасности РФ объявил, что к 2020 году Арктика станет главной ресурсной базой, и поделился планами создания войск, способных обеспечить оборону этого региона.
Россия не планирует военной агрессии в Арктике, но хочет ее освоить, считает Керт Волкер из Johns Hopkins Center for Transatlantic Relations (США). "Вашингтон с опозданием смекнул, куда ветер дует. Но наша страна - единственная, у которой достаточно ресурсов и политического веса, чтобы повлиять на развитие региона", - добавил он.
На сегодняшний день никто не выдвигает идей, которые помогли бы предотвратить наихудший сценарий - "большую игру" в Арктике с милитаризацией, экологическими катастрофами и националистическими схватками, сокрушается автор статьи. |