Во время встречи между представителями южноосетинской и грузинской сторон, которая состоялась при посредничестве Красного Креста в районе грузинско-южноосетинской границы, была поднята тема военнопленных.
Власти Южной Осетии утверждают, что семь пропавших без вести граждан республики удерживаются, или удерживались ранее, в плену на территории Грузии. Некоторых из них, возможно, уже нет в живых, опасаются в Цхинвали.
"У нас есть веские доказательства того, что без вести пропавшие граждане Южной Осетии в то или иное время находились у силовых структур Грузии. В настоящий момент они или содержатся в местах изоляции на территории Грузии, или, что было бы крайне трагичным для нас, их уже нет в живых. В этом случае мы требуем, чтобы нам были переданы их тела", - заявил заместитель полномочного представителя президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераб Чигоев.
По словам Мераба Чигоева, Красный Крест обещал помочь в этом вопросе. "У меня создалось впечатление, что они, будучи нейтральной организацией, не могут открыто выражать свою позицию, но понимают, что наша позиция верна, и поддерживают нас", - заявил он.
Начальник информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили заявил в интервью Радио "Свобода", что грузино-осетинская встреча в селе Кнолеви действительно состоялась, и на ней в самом деле обсуждалась судьба незаконно удерживаемых и без вести пропавших лиц. Но, добавил Шота Утиашвили, Грузия настаивает на освобождении десятков своих граждан, содержащихся в цхинвальской тюрьме по обвинению в незаконном переходе границы.
Грузинская сторона признаёт, что несколько осетин удерживались в городе Гори родственниками арестованных за нарушение границы грузин в надежде на обмен, но они были освобождены после вмешательства комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хамерберга в обмен на освобождение четырех грузинских подростков.
В Тбилиси отрицают, что на территории Грузии удерживаются другие осетины и тем более что они были убиты. Однако Шота Утиашвили подчеркнул, что южноосетинская сторона часто называет "похищенными" и тех южных осетин, кто в прежние годы был осужден за совершение различных преступлений, не имеющих отношения к политике или грузино-осетинскому конфликту.
Мераб Чигоев выразил надежду, что до следующей встречи, которая состоится в июне, прояснится судьба пропавших без вести. "Эта надежда основана на достаточно принципиальной позиции, которой придерживается МККК", - цитирует его слова NEWSru.com.
Напомним, Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.
8 августа 2008 года к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года - Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились.
С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта ("План Медведева - Саркози"). Грузия не считает конфликт исчерпанным, объясняя это несоблюдением Россией подписанных договоренностей. |