Госдума РФ на заседании в пятницу, 11 июня, рассмотрит во втором чтении законопроект о правилах общественного контроля в местах принудительного содержания, сообщает "Коммерсант".
Законопроект, в частности, предписывает правозащитникам встречаться с гражданами, находящимися в следственных изоляторах только в присутствии представителя СИЗО, исключая тем самым беседы наедине. В случае с заключенными тюрем представители администрации будут только наблюдать ход встречи, а слышать содержание беседы не смогут.
Такие ограничения объясняются тем, что подозреваемые на встрече с правозащитниками в СИЗО могут разгласить информацию, которая является следственной тайной. Наблюдение за беседой со стороны, как в случае с заключенными тюрем, должно обезопасить правозащитников от возможных конфликтов с собеседниками.
Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев отметил, что с таким подходом согласились "уполномоченный по правам человека и правозащитники". Между тем, по данным "Коммерсанта", в Общественной палате законопроект вызвал негативную реакцию: ее члены настаивают, что в изоляторах должны действовать те же правила, что и в тюрьмах.
По мнению Общественной палаты, непосредственное присутствие сотрудников СИЗО на встрече с подозреваемыми не позволит им рассказать о каких-либо нарушениях условий содержания. Также по просьбе правозащитников должно прекращаться и визуальное наблюдение.
Правозащитники были допущены в СИЗО и тюрьмы для контроля над условиями содержания и для содействия осужденным и подозреваемым в 2009 году, однако закон никак не описывал права самих наблюдателей при этих встречах. Новый законопроект, регламентирующий беседы правозащитников и лиц, находящихся в местах принудительного содержания, был разработан в январе 2010 группой депутатов от "Единой России".
Вопрос условий содержания в СИЗО и тюрьмах в последнее время был поднят после гибели нескольких подозреваемых в московских следственных изоляторах. В частности, причиной смерти юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского и подозреваемой в продаже места в Совете Федерации Веры Трифоновой назывались плохие условия содержания в СИЗО. |