Общество защиты прав потребителей пожаловалось в суд на компанию "Русский стандарт водка".
Истцы утверждают, что она нарушает закон и обманывает граждан. Все дело в рекламе водки. "Русский стандарт" утверждает, что его напитки производятся по рецепту Дмитрия Менделеева. В свою очередь, правозащитники напоминают - все это лишь легенда. Подробнее - корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В XIX веке, до появления спиртометров, для установления крепости водки напиток поджигали. Если выгорала ровно половина объема, такое вино называлось "полугаром". Его крепость составляла 38 градусов - именно этот показатель считался нормой. В 1866 году Министерство финансов предложило округлить эту цифру до 40 градусов, сделано это было для более удобного взимания алкогольного акциза. Дмитрий Менделеев примерно в то же время написал докторскую диссертацию "О соединении спирта с водой". И хотя великий химик был профессионалом в области спиртовых растворов, ни о каких особенностях 38 или 40-процентного раствора он не писал. Позднее Менделеев входил в специальную Комиссию, которая изучала оборот алкогольной продукции, но и там никаких докладов по поводу крепости водки он не делал. Так что особый рецепт водки от Дмитрия Менделеева - это хотя и очень распространенная, но все же легенда.
Однако компания "Русский стандарт водка" поставила эту легенду на службу своему бренду. Там говорят, что их водка "берет свое начало от классического рецепта Дмитрия Менделеева, разработанного специально для русских царей. Идеальный баланс 40-процентного содержания алкоголя, найденный Менделеевым, позволил вывести точную формулу русской водки". В связи с этим общество по защите прав потребителей обратилось в суд. Правозащитники отмечают, что на этикетках водочных бутылок "Русский стандарт gold" и "Русский стандарт platinum" мало того, что написано о рецепте Менделеева, там еще сказано, что рецепт этот якобы включает экстракт "золотого корня" - женьшеня. Указан даже год создания - 1894-й. Все это, по мнению правозащитников, нарушает закон "О рекламе".
Среди других нарушений называется размещение на этикетке изображения двуглавого орла, очень похожего на наш государственный герб, что также противоречить законодательству - теперь уже о гербе. По словам представителя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, используя миф о рецепте Менделеева, "Русский стандарт" заведомо вводит потребителя в заблуждение.
"Они утверждают, что сам рецепт водки, то есть со всеми добавками, придумал Менделеев. Специально для них. Потребителю дается заведомо недостоверная информация. Ведь как рассуждает потребитель: если рецепт водки "Русского стандарта" придумал Менделеев, то он всякую ерунду изобретать не будет - он великий русский химик, значит, это водка лучшая в мире и нужно ее покупать", - отмечает Аншаков.
"Русский стандарт" пока ситуацию не комментирует. Обращение к традиции - обычное дело для рекламных акций. Особенно в случае со спиртными напитками. Производители часто придумывают разные истории, ведь это один из немногих приемов, чтобы заставить потребителя покупать, отмечает президент агентства Depot WPF Алексей Андреев.
"Если мы возьмем такие продукты, как водка, где, кроме вреда, ничего больше нет, то разработчикам бренда для потребителя необходимо что-то придумать, высосать из пальца либо найти какие-то реальные мотивации. И, соответственно, говоря про водку, мы должны сказать, что этот продукт не родился на пустом месте, что у этого продукта есть некие ценности. Если эти ценности не материализуются в пользу для организма человека, то эти ценности могут хотя бы эмоционально показывать, что этот продукт качественный, что этот продукт имеет историю", - поясняет Андреев.
Компания "Русский стандарт водка", на которую сейчас невольно работает Дмитрий Менделеев, входит в холдинг "Русский стандарт". Он контролирует и банк с одноименным названием. Владеет холдингом Рустам Тарико. В прошлом году журнал Forbes оценил его состояние в 1 миллиард 400 миллионов долларов. |