Большинство муравьёв контактируют не более чем с несколькими десятками сородичей. Но у некоторых особей количество "друзей" доходит до сотни.
Предположительно, особи с обширным "френд-листом" выступают в роли информационного хаба, собирая и распределяя информацию по колонии.
Наблюдения за красным муравьём-жнецом, обитающим в засушливых районах Северной Америки, натолкнули исследователей на такой вывод: не все муравьи одинаково общительны.
Муравьи используют для общения систему химических сигналов: выделяя феромоны, они информируют других членов колонии об источнике пищи, опасности и т. п. Муравьи считывают информационные запаховые молекулы своими усиками-антеннами. Чтобы выяснить, сколь интенсивно контактируют между собой отдельно взятые особи, энтомологи из Стэнфордского университета (США) сделали видеозапись общения муравьев-рабочих на выходе из искусственного "гнезда", специально построенного для муравьиной колонии.
Контакты на входе-выходе наиболее интенсивны, сюда стекается вся добытая во "внешнем мире" информация. Видео анализировалось с помощью программы, позволяющей оценить интенсивность контактов каждой особи. Всего было отслежено свыше 4 500 актов общения.
Оказалось, что в среднем большинство муравьёв контактирует с другими около 40 раз. Но есть 10% особей, которые за то же время ухитряются "поговорить" со ста соплеменниками. Чем эти сверхобщительные особи отличаются от других, покажут дальнейшие исследования, а пока о результатах наблюдении за муравьиными "разговорами" можно прочесть в статье, появившейся в издании Journal of the Royal Society.
Интернет-подкованные учёные проводят решительную аналогию с Facebook: бόльшая часть пользователей этой сети дружит с ограниченным числом людей, но есть и такие, у кого френд-лист достигает тысяч имён и ников. Последние представляют собой что-то вроде информационного распределителя, в который стекаются информационные потоки и откуда каждый берёт то, что ему нужно, в необходимом количестве. Сверхобщительные муравьи, по мнению исследователей, могут быть такими же информационными социальными хабами у себя в колонии. |