Роскомнадзор отмечает "нарастающее число жалоб граждан" на деятельность коллекторских агентств и банков. Ведомство начало проводить проверки коллекторских агентств, так как является уполномоченным органом по защите персональных данных граждан.
Если за 2010 год в Роскомнадзор поступило 90 жалоб на коллекторов, то за восемь месяцев этого года - уже 140. При рассмотрении жалоб служба проводит проверки (на 2011 го запланировано проверить 23 коллекторские компании), а при выявлении нарушений материалы проверок направляет в прокуратуру, сообщили "Ведомости".
Самое распространенное нарушение - передача банком персональных данных клиента третьим лицам, прежде всего коллекторам, без согласия на то самого клиента.
Например, в конце августа Новосибирское управление Роскомнадзора передало в прокуратуру Москвы и Московской области материалы в отношении Альфа-банка и коллектора "Кредит коллекшн груп" по жалобе клиента Альфа-банка. Роскомнадзор установил, что Альфа-банком "допущена передача персональных данных заявителя третьим лицам без получения согласия". А значит, коллекторская компания не имела права "обрабатывать" персональные данные заемщика, пришла к выводу служба.
Выявив нарушение, Роскомнадзор требует его устранить. Сделать это можно двумя путями: либо получить согласие должника на передачу его персональных данных коллектору, либо, если должник заупрямится, вернуть долг банку. Банкиры в этом случае получают головную боль (иногда им проще такой долг списать), а коллекторы теряют до 10% портфеля.
Игнорировать требования Роскомнадзора небезопасно. По закону о персональных данных он может не только обратиться в суд (с иском в защиту прав субъекта персональных данных), в прокуратуру (для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и в Центробанк (для рассмотрения вопроса о приостановке лицензии), но и просто запретить нарушителю принимать и обрабатывать персональные данные, что для банка и для коллектора равнозначно остановке бизнеса. |