Биологи университета Бата (University of Bath) объявили о разработке нового метода борьбы с распространением малярии. Но на этот раз речь не о новом лекарстве или качественной диагностике. Исправлять решили самих малярийных комаров.
Чтобы воздействовать на комаров-переносчиков, учёные решили прибегнуть к несколько необычному способу - помощи бактерии Wolbachia.
Этот микроб решили выбрать потому, что он очень распространён и заражает до 80% насекомых, включая и комаров. Он способен изменять половые клетки комаров таким образом, что репродукция становится возможной только среди заражённых комаров. В результате заражённые самки порождают потомство, которое оказывается тоже заражённым.
Исследователи уверены, что эту бактерию можно будет модифицировать так, что она сделает заражённых москитов неспособными к передаче малярийного плазмодия.
Учёные проводили свои исследования на фруктовых мушках, у которых механизм заражения такой же, как и у комаров. У дрозофил было обнаружено два гена, запускающих оплодотворение. Однако Wolbachia, оказавшиеся в отложенных комариных яйцах, способны отменять этот процесс.
Если же бактерия будет модифицирована так, что она сможет отключить у комаров способность к передаче малярийного плазмодия, то получится, что насекомые с Wolbachia, станут безопасными. Причём заражённые этой бактерией (а значит, уже немалярийные) комары могут давать потомство только при спаривании с такими же заражёнными (то есть, с такими же, не переносящими малярию).
Казалось бы, всё, что нужно - обеспечить распространение Wolbachia среди комаров. Но тут есть одна хорошо известная проблема, на которую указывает и руководитель исследования Бен Хит (Ben Heath): "Трудно добиться результатов без полного понимания взаимодействия генетического аппарата Wolbachia и организма комара".
О других трудностях говорит Пьер Гийе (Pierre Guillet), участник Глобальной программы борьбы с малярией Всемирной организации здравоохранения (Global Malaria Programme). Он напоминает, что комары хорошо адаптируются к изменениям среды и прошли через многие формы естественного отбора.
"Это хорошая теория, но я хочу предостеречь от слишком быстрого принятия оптимистических выводов", - предупредил он учёных. |