При сохранении долгосрочной средней цены на нефть в размере 27 долл./бар. базовые нефтегазовые доходы бюджета в 2030г. сократятся до 1,7% к ВВП.
Такие данные приводятся в материалах Минфина, посвященных методологии формирования ненефтегазового баланса бюджета России.
В этих материалах рассматривается несколько вариантов возможных путей реализации бюджетной политики на период до 2030г. в зависимости от различных предположений в отношении долгосрочной средней цены на нефть. Во всех сценариях в качестве исходных условий приняты темпы роста физических объемов добычи нефти и газа в размере 2% в среднем в год.
Средние темпы роста экономики на период до 2030г. прогнозируются в размере 5% в год.
Первый вариант - сохранение долгосрочной средней цены на нефть в размере 27 долл./бар. При этом базовые нефтегазовые доходы сокращаются с 3,8% ВВП в 2006г. до 3% в 2010г., 2,2% ВВП в 2020г. и 1,7% ВВП в 2030г. Расходы должны быть сокращены с 17,5% ВВП в 2007г. до 16,5% ВВП в 2010г., 15,7% в 2020г. и 15,2% ВВП в 2030г. Таким образом, реализация действующего механизма функционирования Стабилизационного фонда уже сегодня создает значительные риски для исполнения предстоящих бюджетных обязательств. Это, по мнению министерства, требует пересмотра существующих принципов построения бюджета.
Второй вариант - установление долгосрочной средней цены на нефть в размере 40 долл./бар., что на сегодняшний день представляется наиболее вероятным. При этом объем базовых нефтегазовых доходов тогда бы несколько возрос - в 2006г. они бы составили 7,2% ВВП. Однако тренд на сокращение базовых нефтегазовых доходов сохраняется - в 2010г. они бы сократились до 5,2% ВВП, в 2020г. - 3,6% ВВП, в 2030г. - 2,6% ВВП. Для того, чтобы обеспечить поддержание базовых нефтегазовых доходов бюджета на уровне 2006г. (7,2% ВВП) цена на нефть должна постоянно расти. По оценке, в этих условиях цена на нефть должна увеличиться с 40 долл. в 2006г. до 53 долл. в 2010г., 63,5 долл. в 2015г., 77,5 долл. в 2025г. и 117 долл. в 2030г. Таким образом, для того, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность бюджетной системы, необходимо уже сейчас уменьшить объем использования нефтегазовых доходов, ограничив его, например, размером уровня 2030г. - 2,6-3% ВВП.
Третий вариант - установление долгосрочной средней цены на нефть на более высоком уровне. В качестве предположений по ценам на нефть в этом случае использован прогноз Агентства энергетической информации США (АЭИ). Согласно базовому варианту АЭИ, прогноз цены на импортируемую американскую нефть в текущих ценах увеличивается с 56,5 долл./бар. в 2010г. до 81,4 долл./бар. в 2020г. и 122,9 долл. в 2030г. В этом случае долгосрочная средняя цена на нефть марки Urals составит 81,5 долл./бар. Тогда базовые нефтегазовые доходы в 2006г. составят 17,6% ВВП, в 2020г. они сократятся до 7,3% ВВП, а в 2030г. составят 4,7% ВВП. |