Нечестность налогоплательщиков приносит ощутимую выгоду московским налоговикам - у них есть официальное право на 40% налогов, собранных во время проверок.
Право это прописано в проекте бюджета Москвы на 2007 год отдельной статьей - "об укреплении материально-технической базы" налогового управления.
"Это нужно, чтобы заинтересовать налоговые органы лучше работать с теми, кто не платит налоги в установленном порядке", - заявил "Ведомостям" депутат Мосгордумы Александр Крутов. По его словам, статья существует в законе о бюджете Москвы с 1999 года.
Получая 40%, налоговики работают на совесть: нарушения обнаруживаются в 98% проверенных компаний. По итогам 2005 года московские налоговики дополнительно начислили компаниям 50,9 млрд рублей, за восемь месяцев 2006 года - 47,6 млрд рублей. Сколько из этой суммы они забрали себе - достоверно неизвестно.
Приблизительный подсчет таков: налоговые поступления делятся между городским и федеральным бюджетом примерно пополам. Если предположить, что налогоплательщики укрывают налоги в такой же пропорции, городскому бюджету по итогам 2005 года предназначалось около 25,5 млрд рублей. Правда, профессор Всероссийского заочного финансового института Алексей Анашкин указывает, что из того, что доначислено в ходе проверок, реально взыскивается не более 35%. Так что фактически в московский бюджет поступило не более 8,9 млрд рублей, а УФНС досталось не более 3,6 млрд рублей.
То, что материальный стимул заставляет инспекции выбивать деньги из компаний всеми правдами и неправдами, - миф, настаивает бывший замминистра по налогам и сборам, президент "МЦФЭР-консалтинга" Дмитрий Черник: "У любого доначисления всегда есть основания".
К сожалению, практика показывает, что при желании можно кому угодно начислить сколько угодно налогов, сетует Вадим Зарипов из юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" - достаточно посмотреть на статистику доначислений перед концом года. Государственный контроль предполагает объективность и независимость от проверяемых, а при таком финансировании нельзя утверждать, что налоговики будут заниматься именно контролем за соблюдением налогового законодательства, заключает Зарипов.
"Московские власти действуют незаконно! - категоричен руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. - Странно, что прокуратура до сих пор не опротестовала эту норму". УФНС - это подразделение федерального органа власти, а с 2005 года по закону о разграничении полномочий регионы не имеют права финансировать федеральные функции. "Что законно, а что нет - решает суд, - парирует Крутов из Мосгордумы. - Никто нам пока претензий не предъявлял - ни прокуратура, ни другие надзорные органы".
Схожая практика существовала в регионах. 30-40% от доначисленной суммы налоговики оставляли себе, вспоминает начальник финотдела УФНС по Саратовской области Ольга Лощенова: деньги поступали в Фонд социального развития налоговых органов, из которого покупались квартиры и машины сотрудникам. |