Любой человек - наставник: Общество "Знание" провело просветительский "Марафон наставников" в 10 городах России
Как наставники помогают менять свою жизнь к лучшему и добиваться успеха в любой деятельностй Какой он, наставник, - и где его найтй Ответы на эти вопросы искали участники Всероссийского просветительского "Марафона наставников", который прошел 2 марта под эгидой Года педагога и наставника.
На площадках Российского общества "Знание" в 10 российских городах собрались известные деятели педагогики, культуры, науки, спорта и бизнеса. Все они поделились личными историями - наставничества и ученичества, а зрители - получили ценные советы по выбору жизненного пути.
У наставника нет ограничений с точки зрения профессии, пола, возраста и образования. Наставник - это человек, благодаря которому каждый из нас становится лучше, это каждый, кто может дать что-то полезное для личностного и профессионального развития. Наставник задает вектор развития, становится для человека опорой - интеллектуальной, ценностной и психологической. Такой получилась обобщенная фигура наставника в беседах участников марафона.
Институт наставничества по-прежнему неразрывно связан с профессией педагога: именно на учителей общество часто возлагает подобные задачи, признали участники марафона. Эта особенность отражена и в особом статусе 2023 года, к открытию которого был приурочен марафон: в рамках трансляции состоялось прямое включение с Центром знаний "Машук", где прошла церемония открытия. Президент Российской Федерации Владимир Путин по видеосвязи дал официальный старт Году педагога и наставника, отметив роль сообщества учителей в воспитании будущего страны.
В рамках марафона состоялась дискуссия на тему: "Педагог как твой первый наставник", в которой приняли участие победитель конкурса "Учитель года России - 2022" Дмитрий Лутовинов, активист сообщества и участник "Форума классных руководителей", автор блога "Бородатый Химик", победитель проекта ТопБлог Кирилл Иванов, финалист телешоу "Классная тема" Ксения Медведева, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Шевелев и студент Брянского государственного университета, победитель Всероссийского профессионального конкурса "Флагманы образования. Студенты" Кирилл Минкин.
Победитель конкурса "Учитель года России - 2022" Дмитрий Лутовинов рассказал о том, как он пришел в профессию учителя, что его увлекает и поделился своим взглядом на то, чем отличается наставника от учителя и друга: "Наставник - это тот, к кому тянутся дети. Это высокий профессионал, который может удивить, увлечь. Наставник - это личность, вот что важно".
Наши первые наставники - это наши родители, считает Илья Авербух, серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта России, продюсер ледовых шоу и спортивных мероприятий: первыми наставниками в жизни для хореографа-постановщика стали не только тренеры Жанна Громова и Наталья Дубинская, но, прежде всего, мама, которая не сдавалась и искала для сына лучшую спортивную школу по фигурному катанию, поделился спикер. При этом наставник лишь помогает начать путь, который должен пройти сам идущий, отметил Илья Авербух.
"В спорте учат: главный твой соперник - ты сам. Ты должен побеждать самого себя. Не нужно рассчитывать, что есть волшебный дядя-наставник, который придет и совершит чудо. Чуда не произойдет: ты должен разговаривать с собой, спрашивать с себя, стремиться быть не просто одним из многих, а лучшим - это главная мотивация и в спорте, и в любой профессии. Наставник, учитель - ваша опора и поддержка. Но если вы сами не идете вперед, вас никто не поведет. Можно долго ждать этого, и за это время вас обойдет соперник".
Как отмечают участники марафона, наставничество часто не заключить в формальные рамки: передача опыта, знаний и ценностей не подчиняется расписанным в графике занятиям. Залог успешного общения с наставником - открытость к постоянному разговору: о трудностях, проблемах и новых целях. И, конечно, искренняя благодарность наставнику дает новые ресурсы на взаимную помощь, поддержку и дальнейшее развитие.
Вдохновением для будущего пути нередко становится искусство: например, Андрей Борисенко, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, загорелся мечтой о космосе, посмотрев фильм 1972 года "Укрощение огня" о становлении советского ракетостроения.
Для достижения мечты нужно верить себе, очень сильно желать успеха, не бояться трудностей и уметь отделять дельный совет от бесполезного, уверен Герой России:
"Я оглядываюсь назад и вспоминаю, что огромное количество людей по-доброму отговаривали меня - мол, это долго, не так интересно, опасно. Я всегда пытался критично относиться к чужому мнению. Пришел в отрасль, чтобы посмотреть на космонавтику изнутри, когда проработал почти 15 лет в Центре управления полетами - для меня не оставалось вопросов. Я понимал, что такое профессия космонавта. Конечно, когда я был ещё школьником и только всерьез выбирал профессию, были сомнения, но встреча с настоящими космонавтами - теми, кто уже побывал в космосе - их окончательно развеяла".
Путешественник Федор Конюхов уверен: без целой плеяды российских путешественников - как прошлых поколений, так и современников - не случилась бы ни одна его знаменитая экспедиция, он бы не достиг пяти полюсов Земли, и, чтобы наставник мог направить в нужную сторону, необходимо добиваться максимума.
"Вы не бойтесь верить. Каждому нужно ставить цель и идти, трудиться, учиться и взойти на свой личный Эверест - не буквально забраться на гору. Эверест - это высшее, что можно сделать - будь то в науке, в искусстве, в литературе", - подчеркнул Федор Конюхов.
О том, каким видят современного педагога и наставника школьники и студенты, рассуждали участники Российского движения детей и молодёжи "Движение Первых" Данила Зеленов, Иван Скворцов, Камиля Юнусова, Полина Малиночка. По их мнению, наставник - это мудрый друг и советник, для которого в приоритете трек развития и интересы подопечного. Такой человек поддерживает на протяжении всего пути к цели. Важно, чтобы он был на одной волне с молодежью и чувствовал их язык, их боли и потребности, а также хорошо разбирался в новых технологиях. При этом между наставником и учеником должна сохраняться дистанция, построенная на равноправии и взаимном уважении.
Участники марафона пожелали зрителям при выборе пути ориентироваться на свои интересы и склонности - чтобы заниматься в жизни тем, что приносит счастье.
Всероссийский просветительский "Марафон наставников" приурочен к началу Года педагога и наставника, объявленный Указом Президента России Владимира Путина. "Марафон наставников" под эгидой общества "Знание" состоялся в 10 городах: Москве, Архангельске, Владивостоке, Вологде, Екатеринбурге, Казани, Курске, Туле, Саранске и Сочи.
Фотоматериалы "Марафона наставников"