Якубов Илья Фомич - летчик - истребитель. Родился 6 июля 1919 в деревне Новоселье ныне Монастырщинского района Смоленской области. Учился в Смоленском техникуме связи. Окончил Смоленский аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором.
В РККА с 1939. В 1940 окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков, до 1942 был в ней лётчиком-инструктором.
Участник Великой Отечественной войны. С февраля 1942 по апрель 1944 был лётчиком, заместителем командира авиаэскадрильи 653-го истребительного авиационного полка (3-я воздушная армия). С апреля 1944 по январь 1945 - помощник командира 65-го гвардейского истребительного авиационного полка.
За время войны совершил более 70 боевых вылетов, провёл более 25 воздушных боёв, в которых лично сбил более 10 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Илье Фомичу Якубову присвоено 22 февраля 1943 года.
В 1945 И.Ф.Якубов окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В 1945-1947 работал лётчиком-испытателем НИИ-1; участвовал в испытаниях нескольких авиационных двигателей на самолётах. С марта 1947 - на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (г.Жуковский). Участвовал в испытаниях: самолета "4302" в планерном варианте (1947); опытного двигателя на Ту-2ЛЛ (1947).
Погиб 18 сентября 1947 при испытании реактивного двигателя, подвешенного под самолёт Ту-2ЛЛ. В этом полете он потерял ориентировку, видимо, не учел повышенной скорости <трехдвигательного> самолета и поскольку летал без штурмана (его место занимал ведущий инженер), недооценил, насколько далеко ушел от базы. Не обнаружив под собой знакомых мест, летчик, пытаясь восстановить ориентировку, несколько раз менял курсы полета, а когда наконец восстановил ориентировку, понял, что находится вблизи Мурома над Окой и остатка горючего в баках, чтобы вернуться домой, уже не хватит. И пошел на вынужденную посадку на прибрежный плес с убранным шасси (что было правильно). Экипаж не сбросил подвешенный двигатель: то ли пожалел его, то ли отказала система сброса. Коснувшись земли прежде всего этим двигателем, самолет <клюнул> и <кульбитом> перевернулся прямо через расположенную в носу кабину экипажа. Летчик Илья Якубов и ведущий инженер Давид Гинзбург погибли.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалями. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
|