Военный инженер. Генерал-лейтенант. Участник русско-японской и первой мировой войн (подполковник). Автор многих трудов по фортификации и военно-инженерному делу. В 1941 г. попал в плен и был замучен в фашистском лагере Маутхаузен. Герой Советского Союза.
Родился 14 октября 1880 г. в Омске в семье мелкого военного чиновника. Отец - М.И. Карбышев служил делопроизводителем в окружном интендантстве. Старший брат Карбышева - Владимир в 1887 г. был исключен за участие в студенческом революционном движении из Казанского университета и арестован. Всвязи с этим семья была под надзором полиции, и Карбышев не был принят в Сибирский кадетский корпус для обучения за государственный счет. 6 сентября 1891 г. он был зачислен в корпус "приходящим по плате". В 1898 г. окончил Кадетский корпус и был переведен в Николаевское инженерное училище в С.-Петербург. В 1900 г. Карбышев был выпущен в чине подпоручика из училища и направлен в Восточно-Сибирский саперный батальон, находившийся в Китае. Служил в Маньчжурии, в Приморской области. В 1903 г. произведен в поручики.
В 1904 г. командовал ротой на фронте. За отличие в русско-японской войне награжден пятью орденами: Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", медалями. После войны был переведен в Никольск-Уссурийский, где командовал саперной ротой. В 1906 г. по обвинению в агитации среди солдат ушел с военной службы в запас. Жил во Владивостоке, занимался чертежной работой. В 1907 г. вернулся на военную службу, служил во Владивостоке во вновь сформированном крепостном саперном батальоне, где командовал ротой. Осенью 1908 г. поступил в Николаевскую военно-инженерную академию в С.-Петербурге. При выпуске из академии (1911) был произведен в капитаны и утвержден в звании военного инженера. Получил назначение производителя работ в Брест-Литовскую крепость.
В 1914 г. направлен в действующую армию Юго-Западного фронта. Принимал участие в боях на Бескидских перевалах, в Карпатах, вел осадные работы под Перемышлем. За боевое отличие произведен в чин подполковника. В 1917 г. - производитель работ по укреплению позиций на границе с Румынией. В 1918 г. служил в Коллегии по обороне при Главном военно-инженерном управлении. В июле 1918 г. Карбышев был назначен начальником отдельного инженерного управления Северо-Кавказского военного округа, укреплял позиции на подступе к ст. Кинель, Самаре и Сызрани. Весной 1919 г. Карбышев был назначен главным руководителем всех оборонительных работ Восточного фронта, обеспечивал форсирование рек Уфимки и Белой, выход армий к Уральскому хребту и начало наступления на Сибирь. С января 1920 г. - начальник Управления военно-полевых строительств. Руководил работами по восстановлению железнодорожного моста через Иртыш в Омске (разрушен армией А.В. Колчака после отступления в ноябре 1919), укреплял Забайкальский плацдарм. С октября 1920 г. занимал должность заместителя начальника инженеров Южного фронта. В 1921-23 гг. - помощник, заместитель, а затем начальник инженеров вооруженных сил Украины и Крыма.
В 1923 г. Карбышев был назначен председателем Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА в Москве; одновременно руководил работой всех военных академий РККА по военно-инженерному делу и был штатным преподавателем Военной академии им. М. Ф. Фрунзе и Военно-воздушной академии РККА. С 1926 г. - главный руководитель Военной академии РККА им. Фрунзе. В 1935 г. получил звание дивизионного инженера. В 1936 г. переведен в Академию генштаба РККА на должность помощника начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам. 23 октября 1938 г. утвержден в ученом звании профессора. Помимо преподавательской работы, занимался научными разработками и изобретательством. Автор многих научных трудов: "Инженерная подготовка границ СССР" (Кн. 1, 1924), "Разрушения и заграждения" (1931, совм. с И. Киселевым и И. Масловым), "Инженерное обеспечение боевых действий стрелковых соединений" (Ч. 1-2, 1939-40) и др. Разработал основы теории инженерного обеспечения операции и боевого применения инженерных войск.
В 1940 г. Карбышеву было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск; в 1941 г. ученая степень доктора военных наук. В июне 1941 г. выехал для инспектирования оборонительного строительства на западной границе в районе Гродно и попал в окружение. 8 августа 1941 г. при попытке вырваться из окружения, во время переправы через Днепр (сев. Могилева), Карбышев был контужен и захвачен в плен. Содержался в лагерях смерти: Замостье, Хаммельбург, Флюссенбург, Майданек, Освенцим и Маутхаузен. В лагерях вел антифашистскую агитацию среди военнопленных. Отказался перейти на службу к гитлеровцам. В ночь на 18 февраля 1945 г. погиб мученической смертью в лагере Маутхаузен (Австрия). 16 августа 1946 г. Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и медалью "20 лет РККА". Памятники Карбышеву установлены в Москве, Таллинне, Маутхаузене. Его именем названа железнодорожная станция, улица и теплоход в Омске. На здании бывшего кадетского корпуса установлена мемориальная доска. В омском сквере, носящем имя Карбышева, в 1961 г. открыт памятник герою (скульптор В. Федоров, архит. Ю. Кривущенко).
Пугачева Н.М. |