поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияСморчков
ИмяАлександр
ОтчествоПавлович
ГородМосква
Дата рождения29.11.1919
Дата смерти16.11.1998
ЗваниеГерой Советского Союза, полковник
Награды и регалииОрдена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медали

  • Биография
  • Летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1951), полковник. В Корее командовал 523 иап. Совершил 191 боевой вылет, сбил 12 самолётов противника. До 1975 г. служил в ВВС. Работал в ВВИА им. Н.Е.Жуковского.

    Александр Сморчков родился 29 ноября 1919 года в деревне Чекново, ныне Пушкинского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на заводе в городе Мытищи. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, а в 1943 году - курсы усовершенствования командного состава ВВС ( КУКС ).

    Участник Великой Отечественной войны. Службу начал в запасном авиаполку, в котором некоторое время работал инструктором. Затем, в Октябре 1941 года, был отправлен в истребительный авиаполк, который вел горячие бои на Южном фронте. Немцы рвались к Ростову - на - Дону. Молодой пилот, не имевший еще достаточного опыта ведения боевых действий, сразу окунулся в бурную жизнь полка.

    Первые же бои показали недостатки в летной подготовке молодых летчиков, особенно в области использования в бою своего оружия, слабое освоение опыта боевых действий в других военных конфликтах. Вспоминает Александр Павлович:

    "23 Октября 1941 года мы получили задачу прикрыть группу штурмовиков, наносивших удар по танкам. Подходим к цели, "Илы" пикируют, бросают бомбы. Внизу взрывы, огонь. Видим, как мечутся немцы. И... мы не выдерживаем. Входим в пике и тоже начинаем штурмовку. Внезапно налетают вражеские истребители. Наш командир подает сигнал: "Внимание ! Сбор !". Но поздно - два И-16 уже горят... О чем говорит этот пример ?

    О нашей тактической слабости, об отсутствии опыта. Увлекшись, мы сами атаковали врага, забыв при этом свою обязанность - обеспечивать работу штурмовиков, забыв, что пулеметы "ШКАС" для танков абсолютно безвредны. Мы забыли основное правило истребителя: смотреть и видеть...

    А почему ? Потому что законы и правила тактики не дошли еще до нашего сознания. Все это пришло потом, в ходе боев. И смекалка, и навыки, и упорство в достижении цели. Постепенно каждый из нас становился бойцом, методистом и командиром одновременно. Мы начали с самого главного: с подготовки к воздушному бою. Мы изучили силуэты немецких машин, их летно - тактические характеристики, уязвимые места. Тренировались в определении дальности до цели, в производстве расчетов воздушной стрельбы, разрабатывали варианты атак...

    Мы учились. В классе, на самолетной стоянке, на летном поле. Упорно и ежедневно. Вернувшись после воздушного боя, мы проводили подробный и глубокий разбор действий своих противников. И делали выводы. Изучали и обобщали опыт летчиков соседних полков и дивизий.

    С получением новых машин мы пересмотрели боевые порядки, от тактики оборонительного боя перешли к тактике наступательного. Высота, скорость, маневр, огонь - стали формулой воздушного боя. Мы научились бить врага малыми силами. У нас появились свои асы, мастера воздушного боя, группы свободных охотников, группы специального назначения.

    В битве на Курской Дуге, через два года после начала войны, мы добились господства в воздухе и сохранили его до последнего дня войны. Немецкие летчики стали бояться нас. При равных силах в бой, обычно, не вступали. При нашем тактическом превосходстве, даже если нас было меньше, немедленно покидали поле боя".

    С осени 1943 года 523-й истребительный авиаполк ( 303-я истребительная авиационная дивизия), летающий на "Лавочкинах", много занимался ведением воздушной разведки. Поэтому вести воздушные бои летчикам приходилось реже других. Однако поучаствовать в отдельных воздушных схватках А. П. Сморчкову все же пришлось. Вспоминает Александр Павлович:

    "Как - то раз, это было в конце 1944 года, идя на разведку, я заметил впереди и ниже воздушный бой. Большая группа Ме-109 напала на "Яков", прикрывавших штурмовиков. Вступать в бой без особой нужды разведчикам не разрешалось, но обстановка сложилась явно не в пользу наших товарищей, и я решил им помочь, по ходу дела расстроить боевые порядки врага. Предупреждаю об этом ведомого, иду на сближение и быстро оглядываюсь: нет ли на хвосте противника. Вижу: есть. Один подбирается к моему напарнику и вот - вот откроет огонь...

    Вираж с предельным креном Ла-5 выполняет за 19 секунд. В данной обстановке это целая вечность, и я не успею помочь ведомому. Но сейчас не 1941-й, мы "кое - чему" научились и, надо сказать, неплохо. Мне известен метод ускоренного разворота...

    Секунды, и я в хвосте у противника. Открываю огонь, "Мессер" идет к земле. Удар. Взрыв. А мы уже несемся на тех, что внизу. Они не выдерживают внезапной атаки и торопятся выйти из боя..."

    К концу войны Капитан А. П. Сморчков был уже опытным летчиком, командиром 2-й эскадрильи и по - праву считался одним из лучших разведчиков в дивизии. В тех немногочисленных воздушных схватках, в которых ему довелось участвовать, он уничтожил 4 вражеских самолета ( по другим источникам - только 2 ). Совершил 213 успешных боевых вылетом, многие из них на разведку.

    После войны Александр Павлович продолжил службу в ВВС. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов, воевал в составе 18-го Гвардейского авиационного полка ( 303-я истребительная авиадивизия ). Совершил 191 боевой вылет, в воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника, в том числе несколько тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков В-29. Вспоминает сам А. П. Сморчков:

    - Вылеты против В-29 были самыми сложными. Один из них мне наиболее запомнился... Нас подняли в сложных метеоусловиях, а мы не были "классными" летчиками. Пока набирали 10 тысяч, все затянуло полностью. Потом дают команду следовать таким - то курсом, там "большие". Надо было терять 5 тысяч высоты и выходить под облака. Но как пройти сквозь сплошную облачность. Один я могу, а нас целый полк... Тем не менее, облачность мы пробили. За фонарем все светлее, светлее, и, наконец, мы под облаками, а перед нами в 3-х километрах - "крепости..."

    Командир 303-й истребительной авиационной дивизии А. С. Куманичкин сообщил об этом боевом вылете следующее: "22 Октября 1951 года 14 экипажей 18-го ГвИАП, действуя в группе прикрытия соединения в районе Тэйсю, пробили облачность и на высоте 5000 м встретили 12 Б-29 под прикрытием 12-ти истребителей Ф-84 и 8 Глостер "Метеор-4". Ведущий группы заместитель командира палка Подполковник Сморчков принял решение сковать боем истребители прикрытия и атаковать бомбардировщики. В бою сбито 5 Ф-84 и 1 Б-29, подбито 2 Б-29. А. П. Сморчков в воздушном бою лично сбил 1 Б-29 и 1 Ф-84". Позже появились данные о том, что еще два В-29, поврежденные старшими лейтенантами Степановым и Шабановым, упали в море, и они были записаны на их счета сбитыми.

    На следующий день, 23 Октября, в одном из вылетов Сморчков обнаружил на высоте 5000 м группу из 8-ми Б-29, следующих курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 Ф-84. Оценив обстановку, он приказал: составом 1-й и 3-й эскадрилий ( 14 МиГ-15 ) связать боем истребителей Ф-86, а летчикам 2-й эскадрильи ( 6 МиГ-15 ) - атаковать бомбардировщиков. По команде командира группы наши истребители вступили в бой согласно принятого решения. В результате боя, по докладам летчиков и данным фотоконтроля было сбито 2 Б-29 и 2 Ф-84. Одну "крепость" сбил сам А. П. Сморчков.

    24 Октября Гвардии Подполковник Сморчков провел еще один успешный бой. Сблизившись на дистанцию 700 метров он открыл огонь по В-29, и вышел из атаки, когда до противника оставалось только 300 метров. В результате бомбардировщик загорелся. Однако и А. П. Сморчкову не удалось выйти из боя невредимым. Он вспоминал, как "... напоролся на очередь сразу, как только сбил Б-29. Смотрю - "Тандерджет" бьет МиГа. "Крепости" - справа внизу и все их стрелки палят. А я махнул боевой разворот влево и на трассу налез. Кабина разгерметизировалась, пуля - в ногу, по кости, но кость цела... Но я его все - таки выбил..."

    Таким образом, Александр Павлович Сморчков в сложнейших вылетах сбивал по тяжелому бомбардировщику три дня подряд, причем все его победы над "крепостями" были официально признаны противоположной стороной - случай довольно редкий! 13 Ноября 1951 года заместителю командира 18-го ГвИАП Гвардии Подполковнику А. П. Сморчкову, за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом его боевой деятельности стали 404 ( по другим источникам - 482 ) боевых вылета и 19 личных побед, одержанных в период двух войн.

    По возвращении в Союз, Александр Павлович продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную Академию. С 1975 года Полковник А. П. Сморчков - в запасе. Жил в Москве, работал в Военно - Воздушной Инженерной Академии. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Умер 16 Ноября 1998 года.

    [поиск]
  • Сморчков Никита Иванович, не определен
  • Сморчков Александр Павлович, Москва
  • Дмитрий Павлович, не определен
  • Уточнение
  • 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
  • Города-герои
  • В Стокгольме выпал розовый снег
  • Открыт первый торрент-каталог без торрентов
  • Бизнесмены сместили козла с поста мэра


  •