Павел Аргеев родился 1 Марта 1897 года в Ялте. Его отец, Владимир Акимович, служил пароходным механиком на Черноморском флоте. Избрав военую карьеру, к лету 1914-го Павел закончил Одесское юнкерское училище и был отправлен в 29-й пехотный Черниговский полк. Однажды Поручик Аргеев не выполнил приказание командира полка - отказался наказать солдата, считая кару несправедливой. За это Павел был предан военному суду и приговорен к месяцу гауптвахты. После отбытия наказания ушел из полка. Потом произошла стычка с родственником - жандармом, которому дал пощечину (видимо было за что)... После всех этих событий Аргеев покинул Россию и уехал во Францию, где его и застала война.
Когда германские войска, взломав оборону союзников, приблизились к Парижу, Аргеев подал прошение о зачислении и отправке на фронт. 30 Августа ему присвоили звание Лейтенанта, а 12 Сентября Павел уже сражался на Марне. В этой битве немцы были разгромлены. 23 Сентября Аргеев был ранен, но в конце Октября вернулся на фронт. В Ноябре его произвели в Капитаны. 17 Апреля следующего года Павла ранило вторично, однако он остался в строю и возглавил контратаку своей роты. За этот подвиг его наградили Орденом Почетного Легиона.
В конце Мая Аргеев получил третье ранение, после которого его признали негодным к фронтовой службе в пехоте. Тогда он подал рапорт о переводе... в авиацию. Да, в те времена медицинские требования к пилотам были менее строгими, чем к пехотным офицерам. Считалось, что главное для летчика - это "птичий инстинкт" - то неуловимое, что позволяет человеку как бы слиться с аппаратом в единое целое, чувствовать себя в воздухе так же уверено, как и на земле.
У Аргеева этот талант проявился в полной мере. 22 Октября 1915 года он получил диплом пилота. В Январе 1916-го Капитан "Поль Д`Арджефф" зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью. Через год он решил вернуться в Россию. В Феврале 1917-го Павел Аргеев стал пилотом первой боевой авиагруппы Юго - Западного фронта, которой командовал лучший российский Ас Александр Казаков. 27 Февраля - первая победа - сбит двухместный разведчик "Альбатрос". В Апреле за ним последовал еще один "Альбатрос" и истребитель "Фоккер". В Июне, летая в паре с Казаковым, Аргеев довел счет своих побед до шести.
После назначения Казакова командиром авиагруппы, Аргеев принял отряд. Воевал он отважно - рядом с французскими орденами появились офицерский Георгиевский крест, Владимир с мечами, Анна с мечами... Летом 1917-го Павел был назначен командиром 3-й боевой группы Юго - Западного фронта. В представлении на эту должность нового Авиадарма В.М.Ткачева, он был назван "выдающимся военным летчиком..." Столь большой пост не мешает Аргееву летать, участвовать в боях. К осени счет сбитых им самолетов доходит до 9. Множатся и награды: золотое Георгиевское оружие, два ордена - Анны и Станислава...
Октябрьская революция и последовавший за ней развал фронта заставил офицеров царской армии сделать трудный выбор. Казаков вступил в белую гвардию. Аргеев через захваченный английским десантом Архангельск отбыл во Францию, чтобы продолжить войну с Германией. С Мая 1918-го он летал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса. В отношении летчика Павла Аргеева в приказе французского командования сказано, что "...он восхищал товарищей своей необыкновенной храбростью, выдержкой и веселостью... Однажды, в одиночку, атаковал 8 немецких самолетов и поджег один из них".
31 Мая Павел сбил бомбардировщик "Румплер", к концу Июня записал на свой счет еще 3 победы. В эскадрилье его прозвали "охотником". 27 Сентября Аргееву удалось сбить новейший немецкий истребитель "Фоккер D-VII", на следующий день - два двухместных разведчика. Своего последнего "немца" Павел вогнал в землю 30 Октября. Всего же, за пять месяцев боев, он одержал 9 побед и был награжден вторым Орденом Почетного легиона. Итогом войны для него стали высшие награды России и Франции, четыре ранения и 18 воздушных побед, из них 15 - официально (в некоторых источниках указывается 16 официальных побед).
К сожалению, мирная жизнь Аса была недолгой. 30 Октября 1922 года пилот французско - румынской авиакомпании "Поль Д`Арджефф" летел с грузом почты из Праги в Варшаву. В Чешских Татрах, в районе Трантенау, самолет попал в густой туман и врезался в скалу неподалеку от польской границы. Случилось это в 12 часов 30 минут пополудни...
|