Эдуард Вильгельм Александр Мартинович Пульпе (таково полное имя этого летчика), родился 22 июня 1880 года в Риге. Его родители, имевшие собственный магазин, были людьми весьма состоятельными и дали сыну хорошее образование. Прекрасно разбираясь в математике, Пульпе занялся строительством собственного самолета. По словам близко знавших его людей, построил его осенью 1911 года и даже летал на нем над Рижским взморьем!
Окончив Александровскую гимназию, Эдуард уезжает в Москву и поступает на физико - математический факультет университета. По окончании учебы он едет в Германию, затем преподавал математику в Москве, а еще позднее - в одной из Рижских гимназий.
В 1912 году Пульпе уезжает во Францию, где пройдя курс обучения, в одной из летных школ на самолете "Депердюссен", получил диплом авиатора N:1571 от 19 декабря 1913 года. Там, во Франции, его и застала война.
В ноябре 1915 года Эдуард добровольно вступил в ряды французской армии и, получив звание сержанта, стал летчиком - истребителем. 23 сентября 1915 года Эдуард в одиночку вылетел на бомбардировку железнодорожного вокзала, занятого противником. Уже после сброса бомб Пульпе был атакован вражеским истребителем, его самолет получил тяжелые повреждения - пробит топливный бак, перебиты тросы управления... Несмотря на это, Пульпе долетел до своего аэродрома и посадил израненную машину !
20 марта 1916 года Пульпе атаковал три самолета противника на его территории. В ходе упорного боя сумел поставить врага в невыгодное положение, сбил один немецкий самолет и, несмотря на то, что его аэроплан был поврежден, благополучно вернулся на свой аэродром.
31 марта 1916 года адьютант 23-й эскадрильи Эдуард Пульпе вновь атаковал два вражеских самолета. Один сбил, другой обратил в бегство и возвратился на сильно поврежденном самолете. В воздушных боях под Верденом Пульпе дважды пришлось сойтись с восьмеркой немецких аэропланов. Но, несмотря на явное неравенство сил, ему удалось уничтожить два вражеских истребителя. Однажды Пульпе на поврежденном самолете приземлился во вражеском тылу. К нему на помощь пришел французский летчик Боббо - сел рядом с потерпевшим аварию. Вместе они подожгли аппарат Пульпе, чтоб не достался врагу, и улетели на самолете Боббо. За свои подвиги, одержанные в небе Франции, Эдуард Пульпе был награжден Орденом Почетного легиона.
За бесстрашие и горячность, с которыми он вел бой, французы прозвали его "летчиком с вулканом в сердце". Так же мастерски воевал Эдуард и на фронтах Отечества. С началом боев на Ковельском направлении он сбил, по рассказам очевидцев, три немецких самолета, которые рухнули на территорию, занятую врагом, и потому засчитаны не были ( по другим источникам, ему была засчитана лишь одна победа, 1 июля 1916 года, достоверность которой не вызывала сомнения ).
Весной 1916 года французское командование для оказания поддержки нашей авиации направило в Россию три эскадрильи своих летчиков, многие из которых были распределены по фронтовым авиаотрядам. Среди прибывших только один пилот - латыш Эдуард Пульпе - им ел на своем счету 5 побед в воздухе и был награжден Военным крестом с 5-ю пальмами (каждая пальма - сбитый аэроплан противника). В России он летал в составе 8-го истребительного авиаотряда на "Ньюпоре-11", оборудованном пулеметом. В отряде только часть машин имела пулеметное вооружение, поэтому Пульпе испытывал некоторую неловкость перед товарищами. - Вы все скромничаете, Эдуард Мартынович, - пожурил его при всех командир авиагруппы, прилетевший в отряд. Он и рассказал об этих победах офицерам. - Вы ставите меня в довольно неловкое положение, господин капитан, - насупился Пульпе. - Порядок для всех один, да и не это главное. Важно стать здесь хозяевами воздуха, полностью закрыть небо для противника...
В своем последнем вылете Пульпе встретился с тремя "фоккерами" и без промедления вступил с ними в схватку. Вскоре силы врага увеличились до 5 самолетов ! Но летчик и не думал выходить из боя. Вот уже два поврежденных "фоккера" пошли к земле. Но в одной из атак врагу удалось прошить "Ньюпор" Пульпе пулеметной очередью... Пульпе и раненным продолжал вести бой. На какой то миг на высоте 300 метров ему удалось справиться с покалеченным "Ньюпором" - вывести его из штопора, появилась надежда, что машину удастся посадить, но...
Бой проходил на глазах у нашей пехоты. К упавшему самолету тут же подбежали солдаты, пилот был еще жив. Он простонал: "Пить..." - и скончался на руках русских солдат, на родной земле. Прах героя с почестями был отправлен на его родину - в Ригу.
|