Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова - Гора Калининской обл., в семье рабочего. Окончил среднюю школу. В Советской Армии с 1938 года. Призван Мытищинским РВК Московской области. Окончил военную авиационную школу им. В.П. Чкалова в 1939 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Прошел путь от рядового летчика до заместителя командира истребительного авиаполка. На третий день войны открыл счет своих побед - в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не.111. Спустя несколько дней, в небе Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден Красного Знамени.
В одном из боев вражеский снаряд пробил кабину его истребителя, и несколько осколков впилось в ногу Алексею. Истекая кровью, он дотянул свой самолет до аэродрома. А когда подлечился, снова начал летать на боевые задания, метким огнем разить врага. Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был перевооружен с И-16 на новые истребители ЛаГГ-3. На этой машине он одержал ряд побед.
Отличился Алексей и в небе Сталинграда. Ас N:2 Люфтваффе Герхард Баркхорн вспоминал, что в 1942 году на Сталинградском фронте он "крутил карусель" с одиночным ЛаГГом в течении 40 минут. Противники оказались достойны друг друга - ни один самолет не был сбит. По всей видимости, Баркхорн сражался тогда именно с Алелюхиным. Вскоре Алексей Васильевич провел под Сталинградом еще один исключительно сложный бой: один против 4 "мессеров". Он вышел из него победителем, сбив один вражеский истребитель. Так что при всех недостатках ЛаГГ был вовсе не безнадежным самолетом и далеко не самым легким противником для пилотов Люфтваффе, особенно находясь в руках опытного летчика.
В боях под Калачем Алелюхин сбил 4 бомбардировщика, а под Котельниково и Зимовниками - 2 "юнкерса" и "мессер". За эти победы был награжден Орденами Ленина и Красного Знамени.
24 Августа 1943 года за воинскую доблесть и мужество, проявленные при обороне Одессы и в Сталинградской битве, в боях под Ростовом, Таганрогом и Мелитополем, 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолетов противника и 6 в группе, командир эскадрильи 9-го ГвИАП (6-я ГвИАД, 8-я ВА, Южный фронт) Капитан Алелюхин был удостоен звания Героя Советского Союза. К моменту опубликования Указа, личный счет Алелюхина достиг уже 20 сбитых самолетов.
На фронте появилась листовка Главного политуправления СА, посвященная отважному летчику. Вот как описывается в ней один из его поединков - "...Алелюхин набирает высоту. Противник устремляется за ним. На высоте 6500 м вражеские истребители начинают атаку. Стремительно маневрируя, Алелюхин уходит из-под удара... Так повторяется несколько раз. Их пять, он один, но "мессера" никак не могут взять его в прицел. Снова маневр. Истребитель Алексея, звенящей стрелой вонзается ввысь, а оттуда неожиданно пикирует в хвост одному из "мессеров". Огонь !... Вражеский самолет сбит. Противник ошеломлен, он мечется и теряет Алексея из виду..."
В период боев за Таганрог Алелюхин был назначен командиром эскадрильи. Только за 4 дня летчики, ведомые им, сбили 24 вражеских самолета. 5 из них уничтожил комэск. Ему вручают Орден Александра Невского. Отвечая на эту награду, Алексей за 2 дня сбивает еще 5 "мессеров" !
"Воздушный снайпер бъет без промаха !..." - писала об Алелюхине фронтовая газета. А однополчане посвятили ему песню - "Если в небе Алелюхин, "мессершмитт" торчит в земле..."
В это время Алексей летал на самолетах конструкции Яковлева, на одном из которых он нарисовал снизу под фюзеляжем красную стрелу, а на борту другого - алое сердце с леопардом внутри его. Уже тогда он принадлежал к тому разряду Советских Асов, которых противник знал поименно. И когда он, в ту пору совсем юный пилот, вел эскадрилью в бой, в эфире раздавалось тревожное - "Внимание ! В воздухе - Аль-лье-льюхин !" Сколько бы врагов ни было в это время над полем боя, все разговоры в эфире перекрывались этим тревожным предупреждением.
1 Ноября 1943 года за умелое руководство эскадрильей в боях за освобождение Донбасса, 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях, в которых лично сбил еще 26 самолетов противника, он был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
Потом было еще много боев и побед... В конце войны Алексей летал уже на именной машине - новеньком истребителе Ла-7 с надписью на борту "Алексею Алелюхину от коллектива треста N: 41 НКАП". Будучи большим любителем разрисовывания своих машин, Алелюхин на капоте своего "лавочкина" изобразил алое сердце пронзенное стрелой.
Одну из последних схваток он провел в небе Германии. Эскадрилье предстояло нанести удар по резервам противника. Едва набрали высоту, как увидели "фоккеров". Летели они девятками. Одна, другая, третья... Следуя правилу, выработанному в эскадрилье (врага не считать, а бить), летчики, несмотря на численное превосходство противника, вступили в бой.
Дрались на вертикалях. Вверх, вниз... Ревели моторы, то и дело сверкали трассы огня. От перегрузок темнело в глазах. Но Алелюхин уже держал в прицеле Fw.190. И когда тот начал выходить из крутого пикирования, комэск нажал гашетку. Вражеский самолет вспыхнул и пошел к земле. И еще нескольких самолетов недосчитался противник в этом бою. А Майор Алелюхин в полном составе привел на аэродром свою девятку истребителей. Техники быстро подготовили машины к вылету, и комэск снова повел их в бой...
Всего за годы войны Алексей Алелюхин совершил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев, лично уничтожил 40 вражеских самолетов и еще 17 - в составе группы. К этому следует добавить еще ту вражескую технику и живую силу, которую он уничтожил во время штурмовок наземных целей.
После войны продолжил службу в ВВС на командных и штабных должностях. Окончил военную Академию им. М.В.Фрунзе в 1948 году и Военную Академию Генштаба в 1954 году. С 1958 года Генерал - Майор авиации Алелюхин - в запасе. Награжден Орденами Ленина (трижды), Боевого Красного Знамени (трижды), Суворова 3-й Степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й Степени.
|