Родился 28 октября 1912 года в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии. Отец - Ворожейкин Василий Иванович (1884-1916). Мать - Ворожейкина Агафья Александровна (1884-1972). Супруга - Ворожейкина Валентина Павловна (1915-1988). Дочери: Вера Арсеньевна (1941 г. рожд.), библиотекарь; Ольга Арсеньевна (1946 г. рожд.), инженер. Сын - Сергей Арсеньевич (1952 г. рожд.), военнослужащий. Супруга по второму браку - Ворожейкина Лилия Петровна (1935 г. рожд.), журналист.
Прославленный летчик, не знавший поражений в самые трудные годы войны, славившийся уникальным мастерством воздушного снайпера, прирожденный стратег и организатор группового воздушного боя, воспитатель целой плеяды выдающихся учеников, Героев Советского Союза - таким вошел в историю Арсений Васильевич Ворожейкин.
Арсений рос в бедной крестьянской семье. Рано лишившись отца, погибшего в первой мировой войне, он познал сиротскую долю, нужду и голод. Но уже с детства он стремился выйти победителем из трудных жизненных обстоятельств. После окончания семилетки работал на лесозаводе, был матросом на брандвахте первой волжской изыскательной экспедиции. Потом прошел рабфак, отслужил срочную службу в кавалерии. Поступил в Горьковский сельскохозяйственный комвуз.
Мечта о летной профессии, овладевшая Арсением Ворожейкиным еще в детстве, привела его в Харьковскую военную школу летчиков, которую он окончил в 1937 году.
Уже в летной школе в нем проявились редкие способности воздушного снайпера, посылавшего в мишень - "конус" вдесятеро больше снарядов, чем требовалось для отличной оценки. 22 июня 1939 года начались бои на реке Халхин-Гол. В воздушном сражении с японцами он принял боевое крещение: в 30 воздушных боях на И-16 сбил 6 японских самолетов. Был представлен к званию Героя, а получил орден Красного Знамени.
В бою с японским летчиком Ворожейкин получил тяжелое ранение позвоночника. Приговор врачей был беспощаден: компрессионный перелом трех поясничных позвонков. Однако ни отчаяния, ни безысходности не было. Напротив, жажда победы определяла поступки. Досрочно выписавшись из госпиталя, "потеряв" справку о списании с летной работы, он вернулся в свою часть. И снова - в небо!
Во всей полноте талант Ворожейкина раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Но перед ней было участие в советско-финляндской войне. После ее окончания в 1940 году он получил направление в Военно-воздушную академию и успешно окончил ее в сентябре 1942 года.
На фронт Великой Отечественной войны Арсений Васильевич прибыл уже опытным бойцом, имеющим более 100 боевых вылетов и академическое образование. В сентябре 1942 года Ворожейкин был направлен в 728-й истребительный авиационный полк на Калининский фронт. Там, под Торопцем, на И-16 он совершил несколько десятков боевых вылетов.
Первая победа в Курской битве была одержана им на Як-7Б. Тогда Ворожейкин сбил новый трехпушечный немецкий истребитель Ме-109 Г-2. В следующем бою в районе Прохоровки летчик сбил уже два Ю-87 - первому вспорол "брюхо", второго сразил неожиданным ударом сверху из облаков.
В одном из боев, спасая своего ведомого Дмитрия Анина в подбитом самолете, комэск отвлекает внимание на себя, вступает в схватку с четырьмя "мессершмиттами". Один против четырех! Позднее в своей книге "Над Курской дугой" Ворожейкин напишет: "Самолет как бы растворился во мне. Он стал продолжением моих рук, ног, мыслей. Мгновение решает успех короткой схватки. Но от такого мгновения, когда в затылок наводят пушки и пулеметы, в жилах стынет кровь, и секунды кажутся вечностью". Эту вечность выиграл ас Ворожейкин, сбив два Ме-109 и подбив третий. Четвертый спасовал, повернул обратно.
Через несколько дней четверка наших пилотов, атаковав большую группу Хе-111, сбила четыре бомбардировщика. Два из них - на счету Ворожейкина. В одном из октябрьских боев 1943 года он вновь сбил два Ю-87 в одной атаке: бомбардировщик, подбитый атакой снизу, с горки, шарахнулся в сторону и врезался в соседа.
В своей фронтовой жизни Ворожейкин одерживал победы над "мессерами" и "фоккерами", "юнкерсами" и "хейнкелями", всегда сочетая трезвый расчет и фантастическую дерзость. При этом никогда пренебрежительно не отзывался о противнике. "Воюя, надо знать сильные и слабые стороны врага. Тогда легче бороться", - говорил комэск летчикам своей эскадрильи.
В начале 1944 года полк перевооружили на Як-9. Ворожейкин первым сбил на этом истребителе "Фокке-Вульф-190". На войне случается всякое. Ему доводилось не раз приходить на помощь товарищам, гореть самому, падать с остановившимся мотором, приземлять подбитый самолет. В марте 1944 года, сбив фашистского разведчика "каракатицу" - Хш-123, он сам оказался подбитым. Каким-то чудом пилоту удалось посадить самолет на просеку среди болот на территории, занятой врагом. Друзья бросились на помощь, сумели приземлить на поляне По-2 и вывезти своего комэска под прикрытием двух "яков", пилотируемых Сергеем Лазаревым и Алексеем Коваленко.
Во время боевого вылета в район Тернополя на новой машине Як-9Т с мощной 37-миллиметровой пушкой он заметил трехмоторный Ю-52, шедший в сторону советских войск. "Юнкерс" вел себя мирно, турели пулеметов были подняты вверх. Ворожейкин с ведомым сблизились с транспортником, даже разглядели летчиков, поднимающих руки, и множество лиц в иллюминаторах. Внезапно более десятка огненных трасс протянулись к нему с борта "юнкерса": стрелки и пассажиры, усыпив его бдительность, открыли огонь. Мгновенно среагировав, Ворожейкин "провалил" машину, выполнил боевой разворот и длинной очередью сзади буквально растерзал противника. Позднее, в этом же вылете, он сбил еще два Ю-52 и Ю-88! Если считать по количеству моторов, уничтоженных в этом бою, то это был самый "урожайный" вылет в истории советских ВВС: на четырех сбитых самолетах было 11 моторов.
Свою первую Золотую Звезду Героя Советского Союза А. Ворожейкин получил 4 февраля 1944 года, когда число сбитых им самолетов дошло до 46. 19 августа 1944 года ему было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.
В июле 1944 года Арсений Васильевич получает назначение на должность командира 32-го истребительного авиационного полка. Вскоре он был переведен на должность старшего инспектора-летчика Главного управления фронтовой авиации.
В апреле 1945 года над Берлином в паре с майором Трещевым он настиг реактивный истребитель-бомбардировщик "Арадо". Последняя новинка гитлеровской военной техники была подбита и скрылась в дыму.
Генералом неба называли Арсения Ворожейкина его боевые товарищи и друзья. Да, именно генерал неба: он водил летчиков в бой, обучал всем тонкостям воздушной борьбы, мастерству внезапной атаки, умению побеждать. Всего в своей летной карьере Ворожейкин провел около 400 боевых вылетов, сбил 54 самолета противника лично (из них 6 - на Халхин-Голе) и 14 в группе. Трижды был ранен.
После войны Арсений Васильевич командовал авиаполком, дивизией, был заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба. Летал до 1957 года. Освоил многие типы реактивных самолетов, среди них Ла-15, Як-15, Як-17, МиГ-15, МиГ-17. В отставку вышел в звании генерал-майора.
Ныне Арсений Васильевич занимается литературной деятельностью. Он - член Союза писателей, автор 12 книг, изданных в нашей стране и за рубежом. В их числе - "Истребители", "Над Курской дугой", "Рядовой авиации" и др.
Дважды Герой Советского Союза А.В. Ворожейкин награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, шестью иностранными орденами, многими советскими и иностранными медалями.
На Нижегородской земле в разные годы установлены три памятника землякам, легендарным летчикам ХХ века. Отлитые в бронзе, стоят на приволжских просторах всемирно известный русский летчик Петр Николаевич Нестеров, автор и первый исполнитель "мертвой петли" - сложнейшей фигуры высшего пилотажа; Валерий Павлович Чкалов - легендарный летчик, внесший выдающийся вклад в разработку различных теоретических исследований, блестяще применивший на практике свое незаурядное летное мастерство и Арсений Васильевич Ворожейкин - один из самых результативных и ярчайших асов советской истребительной авиации.
|