поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияЖуган
ИмяНиколай
ОтчествоПавлович
ГородНиколаевск
Дата рождения23.02.1917
ЗваниеГерой Советского Союза
Награды и регалииЗолотая Звезда Героя Советского Союза, два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды

  • Биография
  • Родился 23 февраля 1917 года в Николаевске Ширяевского района Одесской области. Отец - Жуган Павел Арсентьевич (1870 г. рожд.). Мать - Жуган Акулина Григорьевна (1878 г. рожд.). Супруга - Жуган Тамара Иосифовна (1920 г. рожд.). Сыновья: Александр Николаевич (1945 г. рожд.), Игорь Николаевич (1947 г. рожд.). Дочь - Татьяна Николаевна (1958 г. рожд.).

    В 1934 году Николай Жуган окончил школу-семилетку и поступил в Одесский техникум общепита. В 1936 году он стал курсантом Харьковской школы пилотов Осовиахима. В 1937 - 1938 годах снова учеба, на этот раз в Одесской военной школе пилотов.

    В войну Николай Жуган вступил уже имея некоторый авиационный опыт. Но 28 июня 1941 года, на шестой день войны и на шестом боевом вылете, с его экипажем случилось непредвиденное. Группа из пяти Ил-4, в которой ведущим был капитан Н. Модестов, возвращаясь с боевого задания, попала в мощный грозовой фронт. Перед входом в облака ведущий дал группе команду действовать самостоятельно.

    Каждый экипаж стал искать окно, чтобы выйти из грозового облака. Жугану не повезло. Ткнулся в одно окно, но оно оказалось обманчивым, и через несколько секунд самолет попал в облако. Машину стало кидать вверх метров на 100 - 150, затем еще сильнее вниз. В самолет ударили разряды молнии. Так продолжалось секунд 20 - 30, пока не отвалилось хвостовое оперение.

    Николай дал команду членам экипажа прыгать, сам с огромным усилием открыл фонарь кабины, и его выбросило из самолета. Осталось дернуть кольцо парашюта...

    На этом испытание не закончилось. У земли дул сильный ветер, и Николая вначале крепко "приложило" к картофельному полю, а затем еще протянуло метров 50 - 60. Едва погасил купол парашюта, потерял сознание. Оказалось, кроме удара о землю он получил еще и разрыв связок голеностопного сустава. Пришел в сознание, когда его нашли две колхозницы. Они отвели летчика в контору. А там уже были члены его экипажа: штурман лейтенант Васильченко, стрелок-радист Фетисов и стрелок Александров. Их всех на грузовике отправили на железнодорожную станцию Бобруйск. Там оказался санитарный поезд, и вскоре их отправили в тыл.

    Николаю Жугану пришлось лечиться две недели, потом он уехал в свой полк, который перебазировался в Елец.

    1942 год. Вражеские войска были остановлены под Ленинградом, отогнали их от Москвы, а дальним бомбардировщикам поставили задачу нанести бомбовый удар по Кенигсбергу, Данцигу, Тильзиту, то есть по крупным военно-промышленным объектам Восточной Пруссии. Это была хорошая подготовка для нанесения ударов по глубоким тылам противника.

    Довелось авиаторам помогать и наземным войскам под Сталинградом: бомбить железнодорожные станции, аэродромы, скопления войск и т. д. Помощь была эффективной. После завершения операции некоторым полкам, в том числе 98-му, в котором служил Н. Жуган, было присвоено наименование Сталинградскоих.

    В июле 1943 года Верховный Главнокомандующий вызвал к себе командующего дальней авиацией генерала А.Е. Голованова и приказал нанести мощный бомбовый удар по логову фашистов - Берлину. Голованов ответил, что сейчас светлые и короткие ночи, поэтому бомбардировщикам не хватит темного времени, чтобы от линии фронта дойти до цели и вернуться обратно. Немецкие истребители и зенитная артиллерия посбивают их, и мы останемся без дальней авиации. Надо подожлать осени. Сталин согласился. Вскоре летчики получили распоряжение готовиться к боевым действиям в глубоком тылу противника.

    Штурманы и летчики готовили карты, радисты осваивали таблицы связи, технический состав выполнял регламентные работы на моторах и самолетах. Оружейники делали надписи на крупнокалиберных бомбах: "Гитлеру на закуску", "Подарок главному фашисту".

    Когда Курская битва приближалась к завершению, наиболее подготовленные экипажи, перелетели на подмосковные аэродромы Монино, Тушино, Быково. Там организовали тщательную проверку летно-технического состава, материальной части самолетов, спецоборудования, провели занятия и консультации по дальним полетам.

    В конце августа 1943 года поступил приказ перелететь на аэродром подскока - Адреанополь и быть готовыми к выполнению боевой задачи. Другим полкам определили аэродромы Торопа, Торопец. На новом месте базирования полк с радостью и чувством большой ответственности узнал, что их целью будет Берлин.

    Николай Павлович набрал высоту при подходе к цели 8500 метров. За 50 - 70 километров до Берлина враг устроил сплошную огневую завесу: снаряды рвались слева, справа, впереди, внизу. Но самолет Жугана оставался невредимым. Истребителей не было, лучи прожекторов такой высоты не достигали.

    Стало веселей на душе, когда летчики увидели разрывы бомб в самом логове врага. Первыми к цели подошли экипажи А.И. Молодчего и П.А. Тарана. Они сбросили крупнокалиберные бомбы, что вызвало пожары. В воздухе повисло несколько светящихся бомб. На один крупный завод прицельно сбросил бомбовый груз штурман Жугана Н.И. Куроедов.

    Стали разворачиваться на обратно, и радист Н.Т. Осьмачко по самолетному переговорному устройству зачитал текст телеграммы от экипажа Молодчего: "Москва, Кремль, тов. Сталину. Нахожусь над Берлином, задание выполнил. Молодчий".

    Через несколько дней А.И. Молодчий Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден второй Золотой Звездой Героя, а его штурману Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Что касается Николая Павловича, то он звания Героя Советского Союза был удостоен в августе 1944 года. К тому времени он уже совершил 242 боевых вылета на разведку и бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.

    В 1949 году Н.П. Жуган окончил Высшую офицерскую летно-техническую школу, а в 1958 году - высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командовал бомбардировочной авиационной дивизией. В 1960 году генерал-майор авиации Н.П. Жуган ушел в запас.

    За боевые заслуги перед Отечеством Николай Павлович Жуган достойно отмечен. Наряду с Золотой Звездой Героя Советского Союза он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Он - почетный гражданин города Краснодара.

    Живет в Краснодаре.

    [поиск]
  • Жуган Николай Павлович, Николаевск
  • Дмитрий Павлович, не определен
  • Виноградов Геннадий Павлович, Саранск
  • Уточнение
  • Военные песни
  • Советские партизаны в Италии
  • В Стокгольме выпал розовый снег
  • Открыт первый торрент-каталог без торрентов
  • Бизнесмены сместили козла с поста мэра


  •