Родился 23 февраля 1917 года в Николаевске Ширяевского района Одесской области. Отец - Жуган Павел Арсентьевич (1870 г. рожд.). Мать - Жуган Акулина Григорьевна (1878 г. рожд.). Супруга - Жуган Тамара Иосифовна (1920 г. рожд.). Сыновья: Александр Николаевич (1945 г. рожд.), Игорь Николаевич (1947 г. рожд.). Дочь - Татьяна Николаевна (1958 г. рожд.).
В 1934 году Николай Жуган окончил школу-семилетку и поступил в Одесский техникум общепита. В 1936 году он стал курсантом Харьковской школы пилотов Осовиахима. В 1937 - 1938 годах снова учеба, на этот раз в Одесской военной школе пилотов.
В войну Николай Жуган вступил уже имея некоторый авиационный опыт. Но 28 июня 1941 года, на шестой день войны и на шестом боевом вылете, с его экипажем случилось непредвиденное. Группа из пяти Ил-4, в которой ведущим был капитан Н. Модестов, возвращаясь с боевого задания, попала в мощный грозовой фронт. Перед входом в облака ведущий дал группе команду действовать самостоятельно.
Каждый экипаж стал искать окно, чтобы выйти из грозового облака. Жугану не повезло. Ткнулся в одно окно, но оно оказалось обманчивым, и через несколько секунд самолет попал в облако. Машину стало кидать вверх метров на 100 - 150, затем еще сильнее вниз. В самолет ударили разряды молнии. Так продолжалось секунд 20 - 30, пока не отвалилось хвостовое оперение.
Николай дал команду членам экипажа прыгать, сам с огромным усилием открыл фонарь кабины, и его выбросило из самолета. Осталось дернуть кольцо парашюта...
На этом испытание не закончилось. У земли дул сильный ветер, и Николая вначале крепко "приложило" к картофельному полю, а затем еще протянуло метров 50 - 60. Едва погасил купол парашюта, потерял сознание. Оказалось, кроме удара о землю он получил еще и разрыв связок голеностопного сустава. Пришел в сознание, когда его нашли две колхозницы. Они отвели летчика в контору. А там уже были члены его экипажа: штурман лейтенант Васильченко, стрелок-радист Фетисов и стрелок Александров. Их всех на грузовике отправили на железнодорожную станцию Бобруйск. Там оказался санитарный поезд, и вскоре их отправили в тыл.
Николаю Жугану пришлось лечиться две недели, потом он уехал в свой полк, который перебазировался в Елец.
1942 год. Вражеские войска были остановлены под Ленинградом, отогнали их от Москвы, а дальним бомбардировщикам поставили задачу нанести бомбовый удар по Кенигсбергу, Данцигу, Тильзиту, то есть по крупным военно-промышленным объектам Восточной Пруссии. Это была хорошая подготовка для нанесения ударов по глубоким тылам противника.
Довелось авиаторам помогать и наземным войскам под Сталинградом: бомбить железнодорожные станции, аэродромы, скопления войск и т. д. Помощь была эффективной. После завершения операции некоторым полкам, в том числе 98-му, в котором служил Н. Жуган, было присвоено наименование Сталинградскоих.
В июле 1943 года Верховный Главнокомандующий вызвал к себе командующего дальней авиацией генерала А.Е. Голованова и приказал нанести мощный бомбовый удар по логову фашистов - Берлину. Голованов ответил, что сейчас светлые и короткие ночи, поэтому бомбардировщикам не хватит темного времени, чтобы от линии фронта дойти до цели и вернуться обратно. Немецкие истребители и зенитная артиллерия посбивают их, и мы останемся без дальней авиации. Надо подожлать осени. Сталин согласился. Вскоре летчики получили распоряжение готовиться к боевым действиям в глубоком тылу противника.
Штурманы и летчики готовили карты, радисты осваивали таблицы связи, технический состав выполнял регламентные работы на моторах и самолетах. Оружейники делали надписи на крупнокалиберных бомбах: "Гитлеру на закуску", "Подарок главному фашисту".
Когда Курская битва приближалась к завершению, наиболее подготовленные экипажи, перелетели на подмосковные аэродромы Монино, Тушино, Быково. Там организовали тщательную проверку летно-технического состава, материальной части самолетов, спецоборудования, провели занятия и консультации по дальним полетам.
В конце августа 1943 года поступил приказ перелететь на аэродром подскока - Адреанополь и быть готовыми к выполнению боевой задачи. Другим полкам определили аэродромы Торопа, Торопец. На новом месте базирования полк с радостью и чувством большой ответственности узнал, что их целью будет Берлин.
Николай Павлович набрал высоту при подходе к цели 8500 метров. За 50 - 70 километров до Берлина враг устроил сплошную огневую завесу: снаряды рвались слева, справа, впереди, внизу. Но самолет Жугана оставался невредимым. Истребителей не было, лучи прожекторов такой высоты не достигали.
Стало веселей на душе, когда летчики увидели разрывы бомб в самом логове врага. Первыми к цели подошли экипажи А.И. Молодчего и П.А. Тарана. Они сбросили крупнокалиберные бомбы, что вызвало пожары. В воздухе повисло несколько светящихся бомб. На один крупный завод прицельно сбросил бомбовый груз штурман Жугана Н.И. Куроедов.
Стали разворачиваться на обратно, и радист Н.Т. Осьмачко по самолетному переговорному устройству зачитал текст телеграммы от экипажа Молодчего: "Москва, Кремль, тов. Сталину. Нахожусь над Берлином, задание выполнил. Молодчий".
Через несколько дней А.И. Молодчий Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден второй Золотой Звездой Героя, а его штурману Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Что касается Николая Павловича, то он звания Героя Советского Союза был удостоен в августе 1944 года. К тому времени он уже совершил 242 боевых вылета на разведку и бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.
В 1949 году Н.П. Жуган окончил Высшую офицерскую летно-техническую школу, а в 1958 году - высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командовал бомбардировочной авиационной дивизией. В 1960 году генерал-майор авиации Н.П. Жуган ушел в запас.
За боевые заслуги перед Отечеством Николай Павлович Жуган достойно отмечен. Наряду с Золотой Звездой Героя Советского Союза он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Он - почетный гражданин города Краснодара.
Живет в Краснодаре.
|