Родился 28 июня 1919 года в деревне Рига-Васильевка Новомосковского района Тульской области, в многодетной крестьянской семье. Отец - Карасев Иван Ефимович (1892-1958). Мать - Карасева Мария Дмитриевна (1896-1991). Супруга - Карасева Нина Ильинична (1923 г. рожд.), авиатехник по вооружению, сражалась в составе прославленного 46го гвардейского Таманского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Сыновья: Вячеслав (1946 г. рожд.), авиатор, бортоператор; Юрий (1953 г. рожд.), майор запаса, специалист по компьютерной технике.
Тяга к авиации проснулась у Бориса рано. Он с замиранием сердца смотрел на пролетавшие над селом самолеты. Верил, что сам непременно поднимется в небо и полетит, как птица. В 1934 году он окончил семилетку, год проучился в ФЗУ при автозаводе ЗИС. Затем год работал электромонтером на Новомосковской ГРЭС. Без отрыва от производства Борис учился в аэроклубе. Там он освоил азы летного дела, а вскоре стал летчиком-инструктором.
В январе 1939 года Карасев поступил в Качинскую военно-авиационную школу летчиков. Окончил ее через год и получил назначение в 88й истребительный авиаполк в город Винницу. Там его и застала война. Тогда Борис уже командовал звеном в эскадрилье майора Волкова. В бой с фашистами эта эскадрилья вступила в первый же день войны - она прикрывала подступы к городу с воздуха, не позволяя вражеской авиации бомбить Винницу.
1 июля по указанию командующего войсками Южного фронта Карасеву приказали произвести разведку территории Румынии в районах Липканы, Штафанешти и вдоль реки Прут, особенно места скопления войск противника и направление их движения.
После короткой подготовки Карасев взмыл в воздух и взял курс на запад. Путь предстоял длинный, требовалась дополнительная заправка. Посадив самолет на аэродром для дозаправки, лейтенант осмотрел машину и обнаружил обрыв двух точек крепления элерона на правом крыле. Дело серьезное, лететь с такой неисправностью нельзя. Но и задача чрезвычайно важная - сам комфронта поставил. Летчик сам прикрепил элерон к крылу проволокой и, рискуя жизнью, снова взлетел в воздух. Задачу он выполнил и лег на обратный курс.
Возвращаясь домой, Борис обнаружил командный пункт врага, усиленно охранявшийся зенитчиками - значит, важный объект. Карасев смело пошел на штурм КП, ударив по нему из пушек и пулеметов. Он видел, как падали сраженные фашисты, как заполыхали легковые автомобили. Немцы открыли ответный огонь. И-16 сильно качнуло.
Борис не без труда дотянул до аэродрома подскока. Осматривая машину, механики обнаружили пробоины в бензобаке и более 20 - в фюзеляже и крыльях.
Заделав пробоины в бензобаке деревянными пробками, Борис поднялся в небо и добрался до своего аэродрома под Винницей. Командование поздравило молодого летчика с успешным выполнением задания и вручило именные часы. Тогда это была большая награда.
На следующий день Карасев попал в еще больший переплет. Вылетев на разведку, он у линии фронта встретил группу "мессершмиттов". Завязался бой. Искусно маневрируя, Борис попытался уйти от удара. Но огонь велся очень плотный: один из снарядов "мессера" попал в плоскость И-16 и отбил ее. "Ишачок" вошел в сложный штопор и начал падать. На высоте 800 метров лейтенант покинул машину и дернул за кольцо троса. Однако парашют не раскрылся. Казалось, конец неизбежен. Но произошло чудо.
Борис почувствовал сильный удар. А в следующую секунду он сидел уже на земле вместе с накрывшим его парашютом. Наблюдавшие за воздушным боем с командного пункта фронта видели, что парашют не раскрылся, и решили: летчик погиб. Однако Карасев остался жив, лишь немного повредив левую ногу.
Можно представить удивление товарищей, когда он вернулся в свой полк, где его уже считали павшим смертью храбрых.
"Ну, Борис, теперь долго будешь жить, до победы точно дотянешь!" - говорили они, поздравляя. И не ошиблись - дожил.
Авторитет его рос. Постепенно за Борисом Карасевым укрепилась слава одного из лучших летчиков эскадрильи, а потом и полка. Скоро его назовут мастером разведки. В 1941-42 годах особо важные воздушные разведки в дивизии в интересах всего фронта доверяли только двум летчикам - А .И. Покрышкину и Б. И. Карасеву. Только они могли достать нужные сведения. Этот факт говорит сам за себя.
С каждым днем совершенствовалось мастерство молодого летчика, множилось число его побед, количество сбитых самолетов противника. Учитывая отличные летные качества Карасева, его мужество, стойкость, способность ориентироваться в сложной обстановке, командование стало назначать Бориса ведущим группы, давать сложные задания. Ему поручали штурмовать важные цели, прикрывать наши бомбардировщики и штурмовики и многое другое. Вот как о Карасеве пишет в своих воспоминаниях "Долетим до Одера" Г. Пшеняник: "Как-то лейтенант Борис Карасев сошелся в неравной схватке сразу с двенадцатью гитлеровскими истребителями Ме-109!.. Закрутилась в воздухе адская карусель. Карасев в центре, а вокруг двенадцать вражеских стервятников, полосующих огненными очередями.
В той критической ситуации наш летчик принял единственно правильное решение - бросил машину вниз, вырвавшись из замкнутого круга, словно из клубка змей, и лишив таким образом противника преимущества вертикального маневра..."
Однако, как вспоминает сам Борис Иванович, бой на этом не кончился. Летая на минимальной высоте, он сбил двух "мессеров", а третий, погнавшийся за И-16, сам зацепился за верхушку дерева и рухнул на землю. Но и Карасеву не удалось увернуться от вражеского снаряда. Самолет упал. Хорошо, что высота была маленькой, - Борис не разбился насмерть, а лишь получил ранение. Его подобрали наши артиллеристы и отправили в госпиталь. После излечения Борис вернулся в свой полк и продолжал бить врага.
Больше всего он ценил боевое товарищество, никогда не покидал друга в беде. В одном из выступлений И. Сталина, который говорил о взаимной выручке в бою, в качестве примера был приведен Борис Карасев - и совершенно справедливо.
Дело было под Мелитополем. Завязался жаркий бой. Самолет ведомого Василия Батяева был буквально изрешечен пулями и осколками снарядов. Он еле держался в воздухе и мог лететь только по прямой. Карасев приказал подчиненному идти на аэродром, а сам стал прикрывать его с хвоста. Неожиданно появились 5 вражеских истребителей Хе-113. Они заранее торжествовали победу, видя, как неуклюже летит наша машина. Однако просчитались. Карасев решительно вступил в бой с фашистами - 20 минут длилась схватка нашего истребителя с 5 немецкими. В результате враг недосчитался 3 машин, 2 уцелевшие ретировались с поля боя, а Карасев благополучно привел самолет ведомого на аэродром. И таких примеров много. Ветераны и по сей день помнят подвиги Бориса Ивановича по спасению товарищей.
Последний бой командир эскадрильи майор Карасев провел над Берлином. Всего за время Великой Отечественной войны он совершил 509 боевых вылетов, провел 80 воздушных боев, сбил 13 самолетов противника, выполнил 85 воздушных разведок, из которых более 40 - особо важные и сложные.
Борис Иванович выполнил 136 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники врага, в которых уничтожил 400 фашистских солдат и офицеров, 82 машины с боеприпасами, 7 зенитных точек, 3 артиллерийских орудия, 2 автоцистерны с горючим, 1 железнодорожный вагон с военным грузом, 16 подвод с боеприпасами и многое другое.
Это был настоящий подвиг летчика-аса. Он выполнил несколько норм боевых действий, за которые присваивали звание Героя Советского Союза. Компетентные лица, в частности начальник политотдела 8й гвардейской истребительной дивизии Ф. С. Кутузов, утверждают, что Б. И. Карасев представлялся к званию Героя Советского Союза, но документы непонятным образом исчезали.
После войны Борис Иванович пытался разобраться, куда пропали эти представления, но наткнулся на стену чиновничьего бездушия. И он отступил. Однако не отступили его истинные друзья. Они продолжали бороться и добились своего: в сентябре 1997 года Б. И. Карасеву было присвоено звание Героя Российской Федерации.
После окончания войны Борис Иванович занимал должности помощника командира истребительного авиационного полка, старшего инспектора-летчика отдела боевой подготовки 42й армии, старшего инспектора-летчика ПВО страны, члена квалификационной комиссии при Главкоме ПВО страны.
Уволился в запас полковник Б. И. Карасев в 1964 году, сразу устроился на работу в Центральное управление международных воздушных сообщений Гражданской авиации в аэропорту Шереметьево. Там он трудился до 1997 года, отдав авиации, таким образом, более 60 лет жизни, которую с полным основанием можно назвать "жизнью в авиации".
Герой Российской Федерации Б. И. Карасев награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, более чем 20 медалями, в том числе чехословацкой медалью "За храбрость".
Живет в Москве.
|