Николай Иванович Фомин, гвардии капитан, командир звена 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного Полтавского Краснознаменного полка дальнего действия. Родился 6 сентября 1921 года в с. Безлесном Балашовского района Саратовской области. Русский. После окончания средней школы в 1939 году добровольно поступил в военное авиационное училище.
С апреля 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задачи в глубоком тылу противника в интересах Верховного Главнокомандования, а также Ленинградского, Сталинградского, Западного, Прибалтийских, 1-го Белорусского и других фронтов. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден двумя орденами Красного Знамени (1943, 1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (1942), двумя орденами Красной Звезды (1942, 1954), медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За победу над Японией", "За взятие Кенигсберга" и четырьмя другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Ивановичу Фомину присвоено 19 августа 1944 года за 259 боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
В послевоенные годы Н.И. Фомин окончил Краснознаменную Военно-Воздушную академию. Умер 13 июня 1988 года.
Летом 1942 года войсками Западного фронта были проведены наступательные операции в районе Ржева и на Брянском направлении. Эти операции хотя и не дали желаемых результатов, тем не менее заставили гитлеровское командование перебросить в группу армий "Центр" 15 свежих дивизий из резерва и с других участков советско-германского фронта, предназначенных для отправки под Сталинград. В связи с активизацией боевых действий на центральном участке фронта особое значение для гитлеровцев имел смоленский железнодорожный узел. Сюда поступали пополнения из Германии, отсюда они шли на Ржев, Вязьму и Брянск. По данным нашей разведки, через Смоленск ежесуточно проходили десятки воинских эшелонов. Командованием авиации дальнего действия было принято решение нанести массированный удар по смоленскому железнодорожному узлу и вывести его из строя.
В ночь на 23 августа 1942 года в составе полка вылетел на это задание и экипаж гвардии старшего лейтенанта Фомина. Над Смоленском уже полыхали пожары, вызванные ранее отбомбившимися экипажами. По небу шарили десятки прожекторов. Над городом огненными всплесками рвались сотни зенитных снарядов.
Фомин избрал в качестве цели стоявший на путях и освещенный пожаром железнодорожный эшелон и лег на боевой курс. Четко работал штурман, зорко следил за воздухом стрелок-радист. Все шло по намеченному плану, но вдруг машина непривычно вздрогнула, отскочила в сторону. Летчики почувствовали в кабине запах дыма: рядом разорвался снаряд. Винт с редуктором были срезаны крупным осколком, и правый мотор перестал работать. Фомин с трудом вернул машину на боевой курс. Бомбы были сброшены точно на цель. Отлично владея техникой пилотирования, Фомин на одном моторе "тянул" сотни километров и благополучно произвел посадку на своем аэродроме.
Одиннадцать боевых вылетов совершил Фомин в глубокий тыл противника. Он обрушивал свои бомбы на военные объекты Варшавы, Кенигсберга, Тильзита, Инстербурга, Бреста и Хельсинки.
Особенно трудными были боевые вылеты к партизанам Прибалтики летом 1944 года. Темнота, лесистая местность, низкая облачность и туманы, часто стоявшие в Прибалтике, затрудняли отыскание ночных ориентиров. Однако все шесть раз Фомин отлично справлялся с боевым заданием. Оружие, боеприпасы и продовольствие были сброшены точно в назначенные места.
Фомин отлично знал и грамотно эксплуатировал матчасть. Все боевые вылеты он совершил на одной машине. Его самолет был самым "старым" в полку: имел 700 часов налета и выработал четыре моторесурса. Несмотря на это, Фомин водил его на задания с полной бомбовой нагрузкой...
|