Родился 20 марта 1916 г. в деревне Михалково Тверской области. Отец - Корчагин Иван Макарович (1870-1942). Мать - Корчагина Надежда Васильевна (1871-1957). Супруга - Корчагина Анна Петровна (1921 г. рожд.). Дети: Волкова Марина Ивановна (род.8.08.1941 г.), Маханцева Вера Ивановна (род.25.11.1952 г.), Корчагин Сергей Иванович (род.14.07.1956 г.).
Родившись в многодетной крестьянской семье и рано приобщившись к сельскому труду, Иван Корчагин столь же рано обнаружил незаурядные способности к учебе. На отлично окончил сельскую школу и рванул на поиск судьбы в столицу. Имел при этом затаенную мечту - стать летчиком. Откуда она пришла в голову деревенскому пареньку, всего-то и видевшему аэроплан раз-другой в синем небе над деревней. Бог знает. Но вот пришла и не оставляла. Хотя никаких подходов к этому не предвиделось. И вдруг повезло.
Мужики из его деревни, уходившие на зиму плотничать в Москву, устроили его такелажником на некое предприятие, имевшее отношение к гражданскому воздушному флоту. Способный подросток быстро освоил новое для себя дело, и в порядке поощрения его стали допускать к работе с аэростатами, а затем и к полетам на них. Увидев однажды землю с высоты птичьего полета, он и вовсе прикипел к авиации. И тут выпало на его долю еще одно везение - его заметил и порекомендовал поступать в летную школу известный летчик, один из первых Героев Советского Союза Маврикий Трофимович Слепнев, командовавший подразделением дирижаблей.
Правда, до того, чтобы стать курсантом школы пилотов, оказалось еще далеко. Опоздав на приемные экзамены, Корчагин был оставлен в Сталинградской летной школе авиамехаником. Но шаг был сделан обнадеживающий. А с началом войны лучших механиков стали посылать в школы пилотов. Так, в 1943 году Корчагин, окончив Балашовское высшее военное училище, стал пилотом в звании младшего лейтенанта. Некоторое время служил в запасном полку, затем был направлен старшим летчиком в 6-й гвардейский Московский штурмовой авиационный полк (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт). Тут и прошел весь свой боевой путь.
И это тоже, на взгляд Ивана Ивановича, было везением. Полк был гвардейским, трижды орденоносным, в нем воевали дважды Герой Советского Союза Павлов Иван Фомич и двадцать два Героя Советского Союза. Один из них - Николай Иванович Чувин - взял Корчагина к себе в напарники. Чувин воевал с июня 1941-го, на его счету было уже более ста боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях он уничтожил три вражеских самолета и еще три на земле. Словом, было чему поучиться у такого напарника. Корчагин прилежно учился и изо всех сил старался, что называется, не подкачать.
В представлении летчика-штурмовика И.И.Корчагина к званию Героя России говорится: "В боях против немецких захватчиков тов. Корчагин с марта 1944 года по 9 мая 1945 года произвел 126 успешно выполненных боевых самолето-вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку, разведку боем и свободный поиск... Повредил и уничтожил 5 танков, 60-65 автомашин с боеприпасами и военными грузами, до 50 повозок с грузом, разбил 2 паровоза, разрушил железнодорожное полотно 150-200 метров, уничтожил до 12 орудий полевой артиллерии, создал очаги пожаров в двух случаях, провел 8 воздушных боев без потерь со своей стороны..."
А это строчки из записей военных лет.
18 августа 1944 г. Поджег две автомашины противника с горючим и бомбовым ударом разрушил переправу противника на реке Вента. Задержал на несколько часов наступление противника в этом районе.
30 марта 1945 года. В сложной метеообстановке (высота облачности 50-60 метров, видимость 1 км, дождь) выполнил задание по разведке артиллерийских позиций противника в районе северо-западнее г. Кенигсберга. Ценные разведданные доставлены в часть своевременно.
6 апреля 1945 года. Штурмуя артиллерийские и минометные позиции противника в районе местечка Меденау, на первом же заходе на цель самолет был подбит. На трудно управляемой машине продолжал взаимодействовать с группой до конца штурмового удара, повторял заходы на цель. При выходе из атаки группа была атакована шестью вражескими истребителями. Отставший от группы завязал бой с двумя, дал возможность воздушному стрелку расстрелять фашистского стервятника... Дотянул до расположения своих войск и произвел посадку на фюзеляж. Действия группы отмечены во фронтовой газете.
На Параде Победы в июне 1945 года в Москве старший лейтенант Корчагин прошагал правофланговым в первой шеренге сводного полка 1-го Прибалтийского фронта. На груди его сияло шесть боевых орденов: три - Красного Знамени, два - Отечественной войны I степени и один - Красной Звезды, а также медали. Представление к званию Героя Советского Союза к тому времени реализовано не было. К сожалению, оно не было реализовано и позднее... В 1994 году Корчагину присвоено звание Героя России, а в 1985 году он был награжден еще одним орденом Отечественной войны.
После войны Иван Иванович окончил высшую офицерскую авиационную школу штурманов, служил штурманом полка, штурманом наведения истребительной дивизии. В 1959 году гвардии майор Корчагин ушел в запас и переехал из Баку в Москву. Работал в Главрыбводе, в пожарной охране метрополитена.
И все эти годы активно участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи. Он был одним из инициаторов создания в московской школе ? 692 музея боевой славы родного 6-го гвардейского штурмового авиационного полка, возглавляет Совет ветеранов-однополчан. Поколения выпускников этой школы хорошо знают о делах и людях полка, поскольку о них наглядно рассказано в экспозиции музея и не менее красноречиво повествуют ветераны в своих выступлениях перед учащимися. В ряду героев, достойных подражания, школьники по праву называют и Ивана Ивановича Корчагина.
Проживает в Москве.
|