Родился 19 сентября 1923 года в городе Кашира Московской области. Отец, Иван Иванович (1895 г. рожд.), и мать, Анастасия Петровна (1900 г. рожд.), всю жизнь занимались крестьянским трудом. Дочери: Ирина Ивановна (1957 г. рожд.), окончила Московский авиационный институт, капитан таможенной службы; Елена Ивановна (1959 г. рожд.), окончила 2-й Московский медицинский институт, врач.
Окончив 7-й класс местной школы, Иван Лезжов уезжает в Мытищи, где днем работает на вагоностроительном заводе, а вечером посещает механический техникум. В сентябре 1940 года, подняв возрастную "планку" более чем на два года, Иван по путевке комсомола поступает в Тамбовскую авиационную школу.
Начало Великой Отечественной застает его на аэродроме Тамбова. По окончании экспериментальной, ускоренной летной подготовки на самолетах СБ Лезжов вместе с авиашколой в июле 1941 года эвакуирован в город Джизак. Нехватка технических кадров и то, что Иван обучался в Мытищинском механическом техникуме и работал на заводе, чуть было не сыграли в летной судьбе паренька роковую роль: его назначают техником самолета СБ. А он видит себя только летчиком. Ему, комсомольцу, надо быть в воздухе, защищать Родину.
Стремление любым путем попасть на фронт толкает Ивана на отчаянный шаг: он заявляет своему командиру: "Я сделаю все, чтобы улететь на фронт на обслуживаемом самолете!"
Командование школы отнеслось к такому заявлению молодого техника с пониманием. Ивана направляют в город Давлеканово, что под Уфой, в училище воздушных разведчиков. Это давало возможность после укомплектования экипажей, ускоренной отработки практики ведения воздушной разведки получить наконец боевое задание и принять участие в защите Отечества.
Январь 1943 года. После ультиматума командования наших войск, окруживших армию Паулюса в Сталинграде, в ожидании ответа противника временно была прекращена наступательная операция. Фашисты не пожелали сложить оружие. И возникли вопросы. Что может в этих условиях предпринять враг? Где он сосредоточит свои главные силы?
В это время разведэкипаж Лезжова получает свое первое боевое задание: сфотографировать с воздуха окруженную группировку противника. Воздушные разведчики вернулись с ценными документами, которые были использованы в завершающий период разгрома немцев в Сталинграде.
После первого задания было множество других. Всего Иван Иванович Лезжов совершил 238 боевых вылетов на разведку объектов противника в составе 4-го, а позднее, после битвы на Курской дуге, 98-го отдельного гвардейского авиационного полка дальней разведки. Полет над вражеской территорией на многие сотни километров - очень сложное дело: противник старается сбить разведчика, не допустить его в пункт, куда прибывают войска, или ведется их перегруппировка.
Так было и под Харьковом на второй день начала Курской битвы. Маневрируя под огнем противника, Лезжов выдерживает заданный курс. Внизу железная и шоссейная дороги. От Харькова в сторону Белгорода наблюдается движение семи железнодорожных эшелонов. По шоссе идут автоколонны войск противника на Белгород, где развернулись ожесточенные бои.
Огонь зенитчиков противника усиливается. И тогда открытым текстом на командный пункт передаются разведданые об эшелонах и автоколоннах. В то же время экипаж приступает к фотографированию. Уже потом радиодонесение станет единственным "документом" для принятия ответных мер...
А события в воздухе развивались стремительно. Осуществив фотографирование, самолет разведчиков был атакован шестью парами истребителей "Фокке-Вульф-190" Стало ясно: боя не избежать. Хорошо, что открытым текстом сообщили о передвижениях противника.
Над передним краем наших войск разгорелся неравный воздушный бой. Стрелок-радист Петр Сергеев сбивает ведомый самолет второй атакующей пары. Штурман Григорий Снегирев сбил одного и подбил второго "фоккера", но тут же был тяжело ранен. А бой продолжается. В поле зрения Лезжова на мгновение очутился истребитель противника. Пилот нажимает на гашетку двух носовых пулеметов. "Фоккер" взрывается вблизи, и взрывная волна сносит носовую часть Пе-2. Лезжов ранен, теряет сознание.
Потом, когда неуправляемый самолет, коснется высокого берега реки Псел, начнет скользить по его склону к урезу воды, из разбитой и горящей машины врачи передового медсанбата, расположенного у реки, извлекут раненых и контуженых членов разведэкипажа. Уже после излечения им скажут: в сорочке родились, хлопцы!
Затем было участие в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской, других операциях. Над десятками объектов, а среди них: Киев, Краков, Варшава, Бреслау, Лейпциг, Мюнхен, Арденны, огромный Рур - на предельной высоте пролетал Пе-2 лейтенанта Лезжова, запечатлевая на фотопленку расположение фашистских войск, штабов, передвижение воинских эшелонов... Одним из первых еще в 1944 году осуществил Иван Иванович фотографирование Берлина и его окрестностей.
Приходилось выполнять совершенно неожиданные задания. В период боев на Сандомирском плацдарме командованию поступило сообщение о движении большой колонны немецких танков на острие нашего удара. В это время началась интенсивная артподготовка к наступлению. Небо, что называется, объято пламенем. Погода нелетная. Но разведчику Лезжову приказано: подняться в воздух и сфотографировать танковую колонну. Выяснилось, что это были не танки, а обычные автомашины, о чем открытым текстом разведчик доложил на командный пункт и, вернувшись, подтвердил фотографией.
9 мая 1945 года старший лейтенант Лезжов на самолете, оборудованном специальной радиоаппаратурой, в течение 45 минут кружился над Прагой, передавая: "Слушайте все! Слушайте, люди мира! Войска 1-го и 3-го Украинских фронтов соединились в Праге!" Свой последний боевой вылет Лезжов осуществил, когда в Берлине был уже подписан акт о капитуляции Германии, - 11 мая 1945 года, восточнее Праги. За годы войны Иван Иванович был дважды ранен и контужен.
Старшему лейтенанту авиации Ивану Ивановичу Лезжову 29 июня 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. Он - участник Парада Победы в Москве.
В 1950 году Лезжов окончил Военно-воздушную академию и был назначен заместителем командира отдельного разведывательного полка, а затем уже в звании майора и командиром.
Через два года Лезжов поступает в Военно-дипломатическую академию. После учебы в течение четырех лет занимает пост помощника военно-воздушного атташе при Посольстве Советского Союза в США. С 1963 по 1965 год учится в Военной академии Генерального штаба и до 1970 года был начальником советской военной миссии при Главнокомандующем сухопутными войсками США в Европе.
Но авиация зовет. И полковник Лезжов, по возвращении из загранкомандировок, назначается на должность начальника оперативного отдела - заместителя начальника штаба 17-й воздушной армии в Киеве.
Затем в течение пяти лет он - начальник штаба 23-й воздушной армии в Забайкалье. Получает звание генерал-майора авиации.
За годы службы Иван Иванович накопил богатый боевой опыт. И он был востребован. Отозванный из Забайкалья, генерал Лезжов возглавляет кафедру оперативного искусства и тактики ВВС в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь он защищает кандидатскую диссертацию, ему присваивается звание доцента, а затем и профессора.
После увольнения в запас в 1985 году работает в должности начальника одного из управлений Министерства внешней торговли, а после реорганизации министерства - начальником отдела управления кадров Торгово-промышленной палаты.
За боевые подвиги Иван Иванович Лезжов достойно отмечен. На его груди медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, 10 орденов и 30 медалей.
Ныне Иван Иванович Лезжов - заместитель председателя правления московского клуба Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы, ответственный секретарь Российской ассоциации Героев, президент Всероссийского фонда социальной защиты бывших военнослужащих. Он выполнял также обязанности помощника председателя Комитета Государственной Думы 2-го созыва по делам ветеранов.
|