Родился 29 апреля 1924 года в деревне Ивлево Волоколамского района Московской области. Отец - Макеев Иван Павлович (1899-1990), краснодеревщик, работал на военном заводе. Мать - Макеева Надежда Васильевна (1898-1971). Супруга - Николаева Ирина Алексеевна (1939 г. рожд.), директор Музея-панорамы "Бородинская битва". Сыновья - Макеев Вячеслав Викторович (1957 г. рожд.), Макеев Виктор Викторович (1960 г. рожд.). Внучки - Вероника и Евгения.
Окончив в 1941 году детскую художественную школу при Художественном училище 1905 года, до начала войны успел поработать токарем на военном заводе. В августе 1942 года призван в Красную Армию и зачислен во Владимирское пехотное училище.
После ускоренного выпуска лейтенант Макеев был направлен в 3-ю ударную армию Калининского фронта, где командовал минометным взводом 88го стрелкового полка 28й Невельской стрелковой дивизии. В ноябре 1943 года тяжело ранен, находился на излечении в эвакогоспитале. Уволен из армии по состоянию здоровья.
Война оказала огромное влияние на становление Макеева-художника. Именно она определила содержание его творчества. Во многих работах этого оригинального автора звучит тема жизни и смерти, добра и жестокости, свободы и насилия.
Его творческий путь в искусстве начался в середине 1940-х годов. В 1950 году В. Макеев с отличием окончил художественную студию для инвалидов Великой Отечественной войны. Ранние работы художника говорят о том, что он прошел хорошую школу русского реализма. Свидетельство тому - этюды раннего периода творчества. Ранний Макеев увлекается пейзажем. В работах просматривается поэтичность, легкость живописной манеры. Автор воспевает красоту родной природы, древних городов - Москвы, Торжка, Калуги.
С отличием окончив в 1956 году Художественный институт имени В. И. Сурикова, В. Макеев увлекается книжной графикой. Среди иллюстрируемых им произведений преобладают повествования о русской истории. В это время он работает над изданием "Ранних рассказов" М. Горького, "Дома Павлова" Л. Савельева, "Рассказов о русском подвиге" С. Алексеева.
С 1960-х годов критики отмечают у Макеева появление яркой индивидуальности в авторской художественной интерпретации. Он переходит к глубокому поэтическому обобщению. В это время он создает такие замечательные работы, как "Движение", "Красное небо" и "Вечная красота".
На рубеже 1970-80-х годов Виктор Иванович стремится к поиску новых форм, что влечет за собой изменение не только изобразительных средств, но и живописных структур. В этот период появляются циклы "Гагарин", "Воспоминание", отличающиеся сдержанностью цветовой палитры.
Как всякий большой художник, Макеев много размышляет о прошлом и настоящем, об истории человечества и ее кульминационных моментах. В результате рождаются такие работы, как "Восстание", "Красные холмы", "Памяти отца". Художник сознательно не воспроизводит каких-либо жанровых ситуаций. Сила этих произведений - в глубоком эмоциональном контексте, философском осмыслении событий.
Виктор Макеев много раз бывал за границей, всякий раз привозя впечатления для новых циклов. Плодом таких поездок стали "Парижский собор", "Флорентийский сюжет", "Окраина Парижа", цикл "Варшава".
Интерес к современной действительности, стремление постичь ее средствами искусства, сделать главной темой творчества - характерная черта работ последних лет. Все их отличает художественная убедительность, ярко выраженное своеобразие. Таковы его "Космическая драма", "Полет в пространстве", "Апокалипсис". Постоянный участник московских, всероссийских, зарубежных выставок. Его работы находятся во многих музеях страны, включая Государственную Третьяковскую галерею, в частных собраниях в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Японии.
Избирался членом правления Союза художников СССР. В настоящее время - председатель комиссии ветеранов Союза художников Москвы, член экспертного совета Центрального музея Великой Отечественной войны.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный художник России.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью "За победу над Германией" и другими.
Живет в Москве.
|