поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияМихайлов
ИмяПавел
ОтчествоМихайлович
ГородСмоленск
Дата рождения13.02.1917
ЗваниеГерой Советского Союза
Награды и регалииОрден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, три ордена Почета

  • Биография
  • Родился 13 января 1917 года в деревне Гришково Холм-Жирковского района Смоленской области в бедной, многодетной семье крестьянина. Отец - Михаил Захарович. Мать - Анна Дмитриевна (1888-1974).
    Мальчик рано познал нужду. Отец умер, когда Павлику не было и трех лет, и мать, чтобы прокормить детей, трудилась в поле от зари до зари.

    Помогая матери по хозяйству, Павлик пас коров, нянчил младших, лепил из глины и вырезал из дерева игрушки для них. Иногда с дедом продавал их на базаре, а на вырученные деньги покупал тетради, карандаши, ручки.

    Из-за той же нужды в школу пошел позже своих сверстников. Учился прилежно. Из-за нехватки учебников усердно записывал все услышанное от учителя.

    В 1933 году окончил семилетку и поступил в Вяземский педагогический техникум. Но денег не хватало не только на одежду, а даже на еду. Поэтому очень скоро пришлось бросить учебу и пойти работать в колхоз. Лишь через год вернулся в техникум и окончил его в 1937 году.

    В своем районе работал учителем в школе и одновременно учился заочно в пединституте. Вскоре его перевели работать инспектором в РОНО, а оттуда в институт повышения квалификации в Смоленске. Именно тогда обозначился крутой поворот в жизни и судьбе Павла Михайлова. Это было время всеобщего увлечения советской молодежи авиацией. Не стал исключением и Павел, у которого страстное желание летать крепло изо дня в день. Молодой сельский учитель в 1938 году поступает и в 1940 году оканчивает Тамбовское авиационное училище. Мечта сбылась: Павел стал настоящим пилотом. Это подтвердили и отлично сданный государственный экзамен, и назначение инструктором учебной эскадрильи Московского управления ГВФ.

    Война застала Павла Михайловича в этой должности в Орле. В 1942 году он прошел переподготовку в Летном центре в Новосибирске и получил направление в Московскую авиагруппу особого назначения - действующую часть ГВФ, которая вскоре была преобразована в 1-ю авиационную транспортную дивизию ГВФ, входившую в состав 18-й воздушной армии.

    В качестве второго пилота, а с весны 1943 года - командира тяжелого транспортного корабля Ли-2 Павел Михайлов совершил в годы Великой Отечественной войны 520 боевых вылетов, проявив высокое мастерство, смелость и мужество.

    Свою первую боевую награду - орден Красной Звезды он получил за обслуживание частей, сражавшихся на курском направлении. С февраля по апрель 1943 года его экипаж совершил 180 боевых вылетов на передовые позиции войск, доставив тонны боеприпасов и эвакуировав 450 раненых.

    217 вылетов П. Михайлов выполнил в глубокий тыл противника - в районы действий партизанских отрядов на территории Украины, Белоруссии, Молдавии, Псковской и Новгородской областей, доставляя им оружие, продовольствие, медикаменты, забрасывая десанты и эвакуируя раненых. Так, он участвовал в смелой операции по доставке оружия, боеприпасов и продовольствия для 1-й Украинской партизанской дивизии, которой командовал П.П. Вершигора. Все участники этой операции были удостоены высоких государственных наград.

    Выполнение подобных полетов в любое время суток и в любую погоду, нередко под ожесточенным огнем зениток и авиации противника, всегда было связано с большими трудностями и риском для жизни. Однажды при пересечении фронта, проходившего по линии Брест, Ковель, самолет подвергся ураганному огню противника. Снаряд угодил в кабину, осколками были разбиты приборная доска и компас, ранения получили командир и штурман. Кровь заливала лицо лейтенанта Михайлова. Но он не выпускал из рук штурвала и на бреющем полете все-таки привел и посадил машину на авиабазу в Киеве.

    После излечения П. Михайлов, как один из лучших и самых опытных пилотов, был включен в авиагруппу особого назначения, направляемую на англо-американский аэродром Бари (Италия) для оказания помощи борющимся против фашизма народам Югославии, Греции и Албании. 25 июля 1944 года П. Михайлов совершил свой первый разведывательный полет к греческим партизанам, а 28 июля он уже высадил 11 представителей советских военных миссий (в Греции и Албании) в расположение греческого партизанского отряда близ города Кадрицы. Миссии должны были установить связь с греческими и албанскими партизанами для координации действий в наступательных операциях советских войск на Балканах. Полет проходил в сложнейших метеорологических условиях, при сплошной облачности, без знания точной характеристики посадочной площадки, через районы усиленной зенитной обороны немцев. И тем не менее П. Михайлов сумел по расчету времени точно выйти к назначенному пункту и совершить посадку.

    130 раз экипаж гвардии лейтенанта Павла Михайлова потом летал к югославским партизанам в Сербию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Черногорию, Словению, в том числе 63 раза - с посадкой в тылу врага на мало-мальски расчищенные "пятачки" в горах. В ходе этих полетов П. Михайлов со своим экипажем доставил частям НОАЮ в общей сложности 150 тонн вооружения и продовольствия, перебросил через линию фронта 750 бойцов и командиров, эвакуировал 247 раненых и больных. Как отмечалось в наградном листе, "каждый из этих полетов таил в себе реальную опасность потерять самолет, а в худшем случае - и экипаж, так как площадки строились без участия авиационных специалистов, в горной местности, с закрытыми подходами, на удалении 12-15 км от расположения частей противника".

    Довелось П. Михайлову выполнять и задания особой, чрезвычайной важности и ответственности. В ночь на 19 сентября 1944 года его экипажу было доверено доставить маршала Иосипа Броз Тито с острова Вис, расположенного у Далматинского побережья Югославии, в румынский город Крайову, откуда тот отправился на встречу с Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным для обсуждения вопросов координации действий НОАЮ с наступавшими советскими войсками на Балканах. Это задание экипаж П. Михайлова выполнил отлично.

    Столь же безукоризненно экипаж П. Михайлова выполнил и другой ответственный рейс, состоявшийся 23 сентября 1944 года, с задачей срочно вывезти одного высшего югославского руководителя из Словении в Бари. Следует заметить, что из-за нелетной погоды ни один экипаж авиации союзников в тот день лететь не решился. В условиях сплошной облачности над Адриатикой и горными хребтами П. Михайлов с предельной точностью подвел свой самолет к площадке, мастерски произвел посадку, приняв на борт высокопоставленного пассажира, взлетел и благополучно доставил его на авиабазу союзников в Италии.

    Свой последний боевой полет из Бари Павел Михайлов совершил в Черногорию. Правда, вместо оружия и боеприпасов на борту его корабля были уже генераторы для электростанции. В Бари в кругу боевых друзей он встретил День Победы. После войны, перебазировавшись вместе со всей своей авиаэскадрильей из Италии на аэродром Земун под Белградом, он еще 40 дней перевозил мирные грузы в Загреб, Любляну, Сараево, Нови-Сад, Подгорицу, и только 19 июня 1945 года возвратился на Родину. На груди Павла Михайлова рядом с советскими боевыми наградами сиял орден "Партизанская звезда" I степени - высшая награда Югославии.

    А вскоре пришла радостная весть: "За героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками", Президиум Верховного Совета СССР Указом от 29 июня 1945 года присвоил П. М. Михайлову звание Героя Советского Союза.

    Возвратившись на Родину, П. М. Михайлов продолжал службу в 10-й гвардейской АТД ГВФ в должности командира эскадрильи. В конце 1946 года часть была демобилизована, и он, как и весь ее летный состав, вернулся к своей мирной работе - линейным полетам на международных и внутрисоюзных авиалиниях, командовал эскадрильей международной авиагруппы ГВФ. В 1952 году он выступил инициатором социалистического соревнования за высокое качество полетов, которое приобрело широкий размах и сыграло важную роль в повышении эффективности летной работы, выпустил книгу об опыте этого движения.

    В том же году он был переведен в Центральный аппарат ГВФ, где возглавлял отдел летной службы транспортного управления. В 1959 году был назначен заместителем командира международной авиагруппы, а с 1967 по 1971 годы занимал должность первого заместителя начальника транспортного управления международных линий Аэрофлота.

    Отдавая всего себя любимому делу, Павел Михайлович внес большой вклад в освоение новой техники, особенно во внедрение реактивной авиации. Он является одним из первооткрывателей сверхдальних воздушных линий для первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104.

    Яркой страницей в биографию П. М. Михайлова вошло и его участие в пробном полете самолета Ту-104 в Америку 4 сентября 1957 года по маршруту Москва - Лондон - Кефлавик (Исландия) - Гус-Бей (Канада) - Макгайр (110 миль от Нью-Йорка). Расстояние - 9000 километров. Тот трансатлантический перелет, осуществленный за 13 часов 29 минут тремя экипажами, посменно пилотировавшими самолет, стал поистине историческим и знаменовал триумф советской гражданской авиации.

    Всего же Павел Михайлович освоил 15 типов самолетов, в том числе 6 реактивных. Среди них, кроме Ту-104, такие гигантские лайнеры, как Ту-114 и Ил-62. На первом он участвовал в беспосадочном полете 20 мая 1959 года из Москвы в Хабаровск, а 26 сентября того же года из Москвы в Вашингтон (США). На Ил-62 отлетал пять лет и завершил свою летную карьеру полетом зимой 1971 года по маршруту Москва - Токио - Москва.

    Одновременно П. М. Михайлов активно занимался исследованием и обобщением опыта летной работы. Он - автор 24 научно-технических работ, редактор и составитель сборников "За безопасность, регулярность и экономичность полетов". Подготовил диссертацию на тему: "Исследование и разработка рационального программирования самолетов ГВФ" (1970 г.), которая получила положительные отзывы предприятий, институтов и крупных ученых.

    В 1971 году по настоянию врачей ему пришлось с небом расстаться. "С небом, - говорит Павел Михайлович, - но не с авиацией, потому что она в сердце каждого истинного пилота. А как расстаться с сердцем?! Вся моя жизнь - это долгий счастливый полет..."

    За 32 года труда в авиации Павел Михайлович побывал в 60 странах мира и провел 14 тысяч часов в воздухе.

    На пенсии П.М. Михайлов всецело отдался мемуарно-литературному творчеству. Им написаны и изданы десять книг. В том числе: "10 000 часов в воздухе", "100 ночей в горах Югославии", "В небе двух полушарий", сотни статей.

    Герой Советского Союза П.М. Михайлов награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, тремя орденами Почета, югославским орденом "Партизанская звезда" I степени, многими медалями, в том числе медалью маршала И.Б. Тито. Он - Заслуженный пилот СССР, Заслуженный пилот Югославии, почетный ветеран Москвы, почетный гражданин города Кардица (Греция) и района Холм-Жирковский на Смоленщине, его именем названа улица на которой установлена памятная плита.

    Живет в Москве.

    [поиск]
  • Михайлов Павел Михайлович, Смоленск
  • Фрунзе Тимур Михайлович, не определен
  • Головко Павел Андреевич, Киев
  • Смоленск
  • Как менялись люди на войне
  • Города-герои
  • В Стокгольме выпал розовый снег
  • Открыт первый торрент-каталог без торрентов
  • Бизнесмены сместили козла с поста мэра


  •