Люди старшего поколения очень хорошо помнят эти дни. Второе марта, четырнадцатое и пятнадцатое марта:
Может быть, сейчас эти воспоминания кто-то назовет анахронизмом, кто-то отмахнется, недовольно сказав: `Нашли о чем вспоминать!`, кто-то вообще впервые услышит это слово `Даманский`: Острова этого и на карте-то давно уже нет. Но он был! За него, за нашу границу - священную и неприкосновенную - положено столько человеческих жизней! Жизней наших братьев, наших отцов и наших людей: Или у нас короткая память?
В те годы Китайскую Народную Республику захлестнула культурная революция. Хунвейбины, так называли себя сторонники этой революции, не совсем хорошо относились к сопредельному государству. Во многих местах они нагло нарушали границу.
И вот 2 марта 1969 года китайские власти организовали на советско-китайской границе, в районе пограничного пункта Нижне-Михайловка, на реке Уссури, провокацию. Рано утром вооруженный китайский отряд пересек границу и направился к острову Даманский. Это заметили наши пограничники. Начальник заставы старший лейтенант Иван Иванович Стрельников принял доклад поста наблюдения: `Из района китайского поста Гунсы к острову Даманский выдвигается группа вооруженных людей`.
Зная по опыту, что от хунвейбинов можно ожидать любых враждебных действий, Стрельников немедленно поднял заставу `В ружье!`. С группой пограничников из восьми человек он прибыл к месту нарушения государственной границы.
`Вы нарушили границу. Требую немедленного удаления:` Свой протест офицер не договорил. Нарушители в упор открыли огонь по нашим пограничникам. Совершив гнусный акт, хунвейбины тут же начали глумиться над убитыми и раненными. Кололи их штыками, резали ножами.
Когда погиб начальник заставы, младший сержант Юрий Бабанский взял на себя командование группой оставшихся на заставе пограничников и смело повел их в атаку. Вскоре на помощь пришли пограничники соседней заставы под руководством старшего лейтенанта Виталия Бубенина. Прибыв к острову Даманский, он принял на себя руководство боем. Несмотря на превосходство сил нарушителей, наши пограничники плотным огнем вынудили наступавших бежать на свою сторону. И минометы и артиллерия начали вести огонь с того берега. Одним из снарядов был подбит бронетранспортер, в котором находился Бубенин. Офицер получил сильную контузию, но своих подчиненных не покинул. Он руководил их действиями до тех пор, пока не выбросили с нашей территории всех хунвейбинов.
14 марта группа вооруженных китайских солдат предприняла новую попытку вторгнуться на остров Даманский. В новом бою пограничники вновь проявили стойкость и мужество. Юрий Бабанский, став уже легендарным, трижды ходил в атаку с подчиненными, чтобы отомстить за гибель товарищей. Среди защищавших остров сражались и наши земляки-забайкальцы: Сергей Гладышев, Анатолий Ковалев, Виталий Шамсудинов, Виктор Гладких, Владимир Матросов. `Не хочу по своей земле ходить согнувшись:` - это были последние слова Анатолия Ковалева. В этот день бой за остров Даманский длился очень долго.
15 марта, заметив опять движение хунвейбинов к острову, наше командование отдало приказ: Открыть по нарушителям огонь из сорокоствольных реактивных минометов `Град`. С островом Даманский и с теми, кто пытался его захватить, было покончено.
Потребовалось несколько залпов, чтобы от этого клочка земли ничего не осталось. Такой ценой и такими потерями была защищена государственная граница.
В стихотворении к Дню защитников Отечества я написал такие строки своим одногодкам-солдатам:
...Нам нечего скрывать перед Россией.
Мы смело можем ей в глаза смотреть
Мы составляли мощь ее и силу,
Когда войны холодной круговерть
Гнала ночами нас на полигоны
Под резкий вой пронзительных сирен,
Мы защищали у границ кордоны,
Лишь мертвыми потом нас брали в плен...
Вечная память солдатам, сложившим свои головы у границы. Да будет она святой и неприкосновенной!
Пусть никто не подумает, что я каким-то образом хочу поднять из глубин истории какие-то политические домыслы, посеять семена раздора, а тем более разжечь межнациональную неприязнь. Отнюдь. Сейчас у нас с китайцами мирные и дружеские отношения. И дай Бог! Но память:
Дмитрий Белявский
www.stupenka.ru |