Строительство нефтепровода, по которому российская нефть должна в обход Босфорского пролива попадать в Грецию, будет проходить без участия ТНК-ВР, компании, которая ранее являлась координатором проекта.
По мнению аналитиков, Россия не хочет работать с независимыми компаниями с иностранным участием, пишет газета "Коммерсант". Впрочем, ТНК-ВР еще сможет войти в проект как представитель Греции или Болгарии, которым в общей сложности полагается доля в 49%.
Во вторник 31 октября было официально объявлено, что доля российской стороны в проекте строительства нефтепровода между болгарским Бургасом и греческим Александруполисом составит 51%. По словам главы "Транснефти" Семена Вайнштока, эту долю компания поделит поровну с "Газпром нефтью" и "Роснефтью".
Российско-британская ТНК-ВР, которая выступала координатором проекта с российской стороны, теперь в соглашение, которое может быть подписано до конца 2007 года, вообще не фигурирует. Ее место в качестве потенциального оператора проекта заняла государственная "Транснефть", которая до последнего времени крайне настороженно относилась к проекту.
По мнению экспертов, отказ от услуг ТНК-ВР связан в первую очередь с составом собственников компании - половина ТНК-ВР принадлежит иностранцам, другая половина - российской компании, не аффилированной с государством. Во-первых, государство уже имело негативный опыт сотрудничества с иностранцами в Каспийском трубопроводном консорциуме, во-вторых, контроль в крупных проектах Кремль предпочитает отдавать в первую очередь госкомпаниям.
Именно они и будут участвовать со стороны России. По одним сведениям, "Транснефть", "Роснефть" и "Газпром нефть" получат равные доли в проекте. По другим - "Транснефть", которая будет оператором проекта, получит на 0,01% больше, чем партнеры.
ТНК-ВР все же может войти в проект со стороны Греции или Болгарии. Как сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на представителя компании, ТНК-ВР уже начала переговоры с правительствами Греции и Болгарии.
Трубопровод Бургас - Александруполис должен разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Российская нефть будет доставляться из Новороссийска в морской терминал в Бургасе, а затем идти по трубопроводу в греческий Александруполис. Протяженность трубы - 285 км, пропускная способность - 35 млн тонн с возможностью расширения до 50 млн тонн нефти в год.
ТЭО проекта пока не утверждено, и говорить о его стоимости, по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, пока рано. Если на начальном этапе оценки трубопровод оценивался более чем в 700 млн долларов, то за годы обсуждений проекта он подорожал до 1,2-1,7 млрд долларов. |