За последние две недели крупнейшие табачные компании резко подняли цену на свою продукцию - до 15-17% на отдельные марки. Участники рынка считают это переходом на новую систему взимания табачных акцизов.
Как сообщает "Коммерсант", первым цены на свою продукцию повысил две недели назад British American Tobacco, на этой неделе - Philip Morris. Компании Gallaher Liggett-Ducat, Imperial Tobacco и Altadis на днях также провели корректировку цен. По данным участников рынка, цены на наиболее ходовые марки BAT поменялись следующим образом: Kent подорожал на 2,5%, Vogue - на 3%, Pall Mall - на 2%, Alliance - на 8%, "Ява золотая" - на 10%, "Ява" - на 15-17%. Еще более существенно отпускные цены повысил Philip Morris. Parliament подорожал на 12%, Marlboro - на 7%, L&M - на 15%, Bond - 10-11%, "Союз Аполлон" - на 12-15%, Virginia Slims - на 7-8%. В среднем повышение цен марок BAT составило 7%, Philip Morris - 10%. Менее сильно выросли цены у Gallaher LD - на 1-3%. Третий по величине игрок табачного рынка - Japan Tobacco International пока не повышал цены на продукцию, однако дистрибуторы компании ожидают новых прайс-листов уже на следующей неделе.
Повысившие отпускные цены корпорации объясняют свои действия традиционной предновогодней подготовкой к новым акцизным ставкам. "Мы повысили отпускные цены в связи с предстоящим повышением ставок акцизного налога. Кроме того, за последние шесть лет рост цен на сигареты в России был ниже уровня инфляции и неизменно отставал от среднегодового роста цен на другие потребительские товары", - говорит управляющий директор Philip Morris в России Лео Маклохлин. Кроме того, в табачных компаниях отмечают, что цены на сигареты традиционно растут в конце каждого года.
Однако в прошлом году рост цен на сигареты в преддверии нового акцизного года составил всего 1-2%, указывает газета. По данным Росстата, с 1999 по 2005 год ежегодный рост цен на сигареты составлял около 5,8%. Поэтому эксперты рынка объясняют синхронную активность табачных производителей иначе. В следующем году коренным образом меняется система взимания табачных акцизов. В частности, с 2007 года налог будет привязан не к оптовой цене, а к розничной. А производители должны установить некую максимальную розничную цену (МРЦ) на марку сигарет, указывая эту стоимость на пачке. До 20 декабря этого года все табачные компании обязаны предоставить в Федеральную налоговую службу декларацию максимальной цены, которая в соответствии с Налоговым кодексом конфиденциальна до выхода продукта на рынок. Согласно правилам новой акцизной системы, производитель имеет право менять цены не чаще одного раза в месяц. Таким образом, цены, объявленные в конце декабря в ФНС, производитель будет обязан держать в рознице весь январь.
"Ситуация в компаниях очень нервная, ведь на кону могут оказаться месячные продажи одной или нескольких ходовых марок: стоит лишь неправильно установить цены на них, не зная цены конкурентов", - отметил представитель крупной дистрибуторской компании. |