Ставшие частью истории и предметом коллекционирования виниловые пластинки имеют шанс вновь стать частью современной культуры.
Сейчас в Петербурге растаможивается пресс для печати грампластинок, который вскоре начнет восполнять дефицит этого вида носителей музыки, возрождая в России виниловую культуру. Пока же грампластинки современных отечественных исполнителей в основном печатаются в Чехии.
Массовое производство виниловых пластинок в России было остановлено в 1995 году. Формат явно уступал цифровому в сугубо бытовом плане, например хранении и переноске, а в спорах об отличии и качестве звука до сих пор ломается куча копий. В СССР пластинки выпускали заводы, базирующиеся в Риге, Ташкенте, Тбилиси, а также закрывшийся еще в 1971 году завод в Баку. Самый крупный производитель винила - Апрелевский завод грампластинок прекратил их выпуск еще в 1995 году. Завод потихоньку хирел, оборудование распродавалось. Ходили слухи, что в некоторых цехах печатается продукция неизвестно по чьим заказам. Сейчас виниловые пластинки (или, используя профессиональную терминологию, LP) вновь набирают популярность - об этом уверенно говорит рост их продаж на фоне падения продаж легальных CD. Самый популярный, доступный для массового слушателя и являющийся основной головной болью правообладателей формат MP3, не по нраву тем, кому сейчас за сорок. Для них важной составляющей прослушивания музыки остается сам ритуал: достать пластинку из конверта, поставить на винтажную или просто качественную вертушку и, наконец, насладиться дорогим "глубоким" звуком.
Второе дыхание забытому носителю решил дать московско-российский тандем энтузиастов, вовремя вспомнивших о том, что новое - это хорошо забытое старое. Петербургский лейбл Lilith records, известный своим переизданием пластинок Боба Марли, Брижит Бардо, совместно с итальянской компанией Abraxas records выкупили на Апрелевке остатки оборудования, и уже в феврале ожидается появление первых тиражей современного российского винила. Один из главных российских энтузиастов-"винильщиков", глава выпускающей фирмы Solnze Records Олег Тарасов рассказал корреспонденту "Газеты", что пластинки сейчас печатают во многих странах, но самый крупный и недорогой завод находится в Чехии. На нем Тарасов и печатает виниловые тиражи своих "независимых" артистов, в том числе релизы петербургской трэш-гараж-группы Messer Chups "Hyena Safari" и "Zombie Shopping". Там же он планирует выпустить переиздания трех двойных LP "Гражданской обороны": "Долгая счастливая жизнь", "Реанимация" и "Зачем снятся сны". К слову, Тарасов, заказавший в Апрелевке в 1994 году 1 тысячу штук виниловых пластинок Янки Дягилевой "Стыд и срам", был одним из последних клиентов закрывшегося в 1990-х завода. Приехав туда двумя годами позже, Тарасов, по его словам, обнаружил еще 4 тысячи этих дисков (дальнейшая их судьба ему неизвестна).
Сейчас этот винил, так же, как и первый двойной альбом "Гражданской обороны" "Все идет по плану", оценивается в сумму от 4,5 тысячи рублей. В Чехии с подачи Тарасова сейчас печатается семидюймовый сингл (пластинка с четырьмя песнями) антикризисного проекта Сергея Шнурова "Рубль", созданного им после роспуска группы "Ленинград". Какими релизами порадует отечественного слушателя знаменитый завод в Апрелевке, которому в следующем году исполнится 100 лет, и чем обернется обращение независимых выпускающих издателей к помощи промышленного гиганта, станет ясно уже этой зимой.
Алексей Певчев |