Российская Госдума в пятницу поддержала инициативу президента Дмитрия Медведева, приняв в третьем чтении поправки в закон "О безопасности дорожного движения", полностью запрещающие употребление алкоголя за рулем.
Подобная норма действовала до 1 июля 2008 года, когда была введена допустимая норма алкоголя в организме водителя - 0,3 грамма на литр крови (0,3 промилле) или 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, что примерно соответствовало бутылке пива, бокалу сухого вина или 40 граммам водки, выпитым человеком, чье тело весит около 80 кг.
Послабление было сделано с учетом мирового опыта. Так, во Франции и большинстве стран Латинской Америки считаются допустимыми 0,8 промилле, в Бельгии и Германии - 0,5 промилле.
Однако в интервью российским телеканалам 24 декабря прошлого года Медведев предложил вернуть прежний порядок, объяснив это несознательностью соотечественников.
"Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах. Мы знаем, как у нас обычно выпивают: сначала рюмку, вроде, можно теперь, потом две, три, а потом - ладно, поехали", - заявил он.
Идею поддержали медики.
"Никакого алкоголя за рулем быть не должно, а садиться за руль можно не раньше, чем через сутки. Разрешенные в настоящее время 0,3 промилле у разных людей сказываются по-разному: у одного проблем не возникнет, а у другого водителя может нарушиться координация", - сказал главный нарколог России Евгений Брюн.
"Результаты исследований доказывают вероятность того, что водитель, в крови которого содержится от 0,2 до 0,5 промилле алкоголя, попадет в тяжелое ДТП в два раза чаще, чем трезвый водитель", - заявила во время обсуждения законопроекта думский единоросс Татьяна Яковлева, врач по образованию.
Мнение критиков
Оппоненты нового закона напоминают, что главной причиной аварий и смертей на российских дорогах является не алкоголь, а недостаточное количество и безобразное состояние этих самых дорог, вынуждающее водителей нарушать правила, например, выезжать для обгона на встречную полосу.
Они уверены, что правительству следовало бы потратить нефтегазовые доходы на дорожное строительство, а уж потом думать о нанотехнологиях и "российских кремниевых долинах".
В январе-апреле 2010 года в России произошли 46039 дорожно-транспортных происшествий, из них лишь 1947, или примерно каждое 23-е - по вине нетрезвых водителей. Всего погибли 5314 человек, из них в "пьяных" авариях - 252, пострадали соответственно 57449 и 2856 человек.
При этом большинство виновников "приняли на грудь" значительно больше ныне запрещенной бутылки пива.
Количество ДТП, совершенных пьяными водителями, и без нынешнего закона неуклонно снижалось. За пять месяцев текущего года оно сократилось на 11%, число погибших в таких авариях - на 35%. Эти данные привел на заседании Госдумы Борис Грызлов, правда, объяснив их ужесточением наказаний за нарушения правил вождения.
Кроме того, в организме человека всегда присутствует так называемый естественный алкоголь, концентрацию которого могут повысить бродильные продукты, например, квас или кефир. Правда, как утверждает Евгений Брюн, его концентрация значительно ниже 0,3 промилле, и милицейские приборы естественный алкоголь не улавливают.
Наконец, критики "сухого закона за рулем" высказывают опасения в связи с его высокой, по их мнению, коррупционной составляющей.
Ранее Госдума значительно ужесточила наказание за употребление водителями алкоголя, и теперь оно составляет от шести месяцев до двух лет лишения прав. Для современного цивилизованного человека это кара, сравнимая по тяжести с домашним арестом. Перед лицом такой угрозы водитель заплатит любые деньги, чтобы откупиться, утверждают борцы за чистоту милицейских рядов.
На улицах Москвы уже сейчас можно увидеть расклеенные объявления, предлагающие "помощь в возвращении прав", а фактически - посредничество при передаче взятки.
Закон - не для всех
Особенно возмущает автомобилистов и правозащитников тот факт, что, в соответствии с российским законодательством, некоторые категории водителей не подлежат медицинскому освидетельствованию. К категории так называемых спецсубъектов относятся прокуроры, следователи, судьи, депутаты и члены избиркомов всех уровней.
Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов в одном из интервью признал, что его подчиненные не в состоянии привлечь к ответственности привилегированных лиц, даже если те находятся в нетрезвом состоянии.
Единственное, что может инспектор, если VIP-персона за рулем явно опасна для окружающих - блокировать машину нарушителя своим автомобилем и вызвать представителей прокуратуры.
Вопрос, захотят ли сотрудники ГИБДД ввязываться в конфликт со "спецсубъектом", не сулящий ничего, кроме неприятностей, остается открытым. |