Выставка номинантов на "Премию Кандинского", чей общий призовой фонд составляет 57 тысяч евро, открылась в среду в ЦДХ.
"Премия Кандинского", учрежденная культурным фондом "АртХроника", проходит в Москве уже в четвертый раз. Вручается она по трем номинациями: "Проект года" получает 40 тысяч евро, "Медиа-арт проект года" - 10 тысяч евро, и "Молодой художник" - 7 тысяч евро.
"Наш первый принцип: мы не связаны ни с какими государственными или окологосударственными институциями, поэтому никто нам не дает никаких указаний; второй принцип - международное жюри. Мы были первыми, кто решили, что международный взгляд будет ключевым для выбора. И, наконец, принцип самовыдвижения художников на премию", - напомнил журналистам в среду председатель "АртХроники" Шалва Бреус.
В этом году в "Премии Кандинского" произошел ряд кардинальных перемен: в частности, из состава жюри вышли кураторы Валери Хиггинс и Жан-Юбер Мартен, а их место заняли такие знаменитые деятели международной культуры как куратор, критик и художник Робет Сторр (США) и критик, арт-директор галереи White Cube Тим Марлоу (Великобритания, Лондон).
Бреус объяснил, что при выборе этих фигур главным аргументом послужила включенность и Сторра и Марлоу в международный контекст современного искусства, которое премия призвана развивать и продвигать. Сам Марлоу заявил на пресс-конференции, что плохо знаком с современным российским искусством, но теперь постарается восполнить пробелы.
Перестановки произошли и в российской части судейской коллегии: Андрей Ерофеев, неизменно входивший в жюри на протяжении трех лет существования премии, вышел из его состава и теперь занимается экспозицией выставки номинантов. Не будет и Екатерины Бобринской - историка искусств, специалиста по русскому авангарду. Им на смену пришли директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова, историк и теоретик искусства Евгений Барабанов, публицист, критик и искусствовед Андрей Ковалев и руководитель сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. На своих местах остались лишь завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и директор Музея современного искусства Василий Церетели.
Новому составу жюри придется сформировать шорт-лист из трех кандидатов в каждой номинации и определить победителей к 9 декабря.
Бреус напомнил, что члены жюри не получают гонораров за свою работу: премия оплачивает лишь перелет и проживание.
Возможностью самовыдвижения, не требующего ни галеристов, ни кураторов, в этом году воспользовались 315 художников, из которых 43 оказались представлены в ЦДХ. С "самовыдвиженцами" соседствуют "ветераны" премии - Петр Белый, АЕС+Ф, Игорь Мухин, Виталий Пушницкий, Александр Бродский, а также скончавшийся в этом году, но успевший подать заявку на участие и отобранный Александр Слюсарев и многие другие.
На взгляд члена жюри Александра Боровского, премия заинтересована в новых именах, однако старается оценивать представленные проекты, а не их авторов. Боровский подчеркнул, что для предвзятых суждений места не остается, поскольку жюри получает цифровые изображения неподписанных работ в далеко не идеальном качестве.
Выставка номинатов на третьем этаже ЦДХ до 13 октября. Экспозиция разделена на три части: в центре, где пространство разрезано высокими перегородками на треугольные залы, разместились "Проекты года", а "Молодые художники"и "Медиа-арт проекты" расположены по краям.
В рамках выставки пройдут круглые столы, где будет обсуждаться, в частности, проблема отношений художников с властью и критикой.
Бреус поделился и планами на будущее: в 2011 году выставку номинантов за два года сразу собираются показать в Испании.
Бреус также рассказал, что помимо "Премии Кандинского" у фонда "АртХроника" находятся в разработке два новых проекта, один из которых будет посвящен современной критике.
"Возможно, это будут гранты критикам, возможно новые сетевые ресурсы для их публикаций, пока мы точно не определились", - сказал Бреус. |