Расшифрован геном гориллы

Камила живёт в Сан-Диего (штат Калифорния, США). Ей 35 лет. Она весит 136 кг и носит тёмную шубку. Это первая горилла, геном которой полностью расшифрован.

Руки исследователей уже дошли до геномов человека, шимпанзе и орангутангов. Есть с чем сравнить. Люди и обезьяны почти идентичны в большинстве пар оснований: геном человека отличается от такового шимпанзе всего на 1,37%, гориллы - на 1,75%, орангутанга - на 3,4%.

В целом данные показали, что гориллы отделились от общего предка с людьми и шимпанзе около 10 млн лет назад, а шимпанзе и люди разделились примерно 4 млн лет спустя. Тем самым прояснилась давняя эволюционная загадка. "В течение долгого времени наблюдалось несоответствие между ископаемыми свидетельствами и генетическими оценками времени разделения людей и обезьян", - отмечает ведущий автор исследования Эйлуин Скалли из Института Сенгера (Великобритания). Первые давали 7 млн лет, вторые - 4,5 млн.

Секвенирование не обошлось без сюрпризов. Принято считать, что раз люди и шимпанзе разошлись совсем недавно, то они больше похожи друг на друга, чем на горилл. Однако 15% генов человека больше напоминает варианты горилл, чем шимпанзе. Правда, бóльшая часть этих 15% не кодирует белки.

Что же касается функциональных генов, то выяснилось, что определённые участки ДНК - в том числе принимающие участие в распознавании звуков и развитии мозга - подверглись более быстрым изменениям, чем ожидалось, не только у людей, но и у горилл. Некоторые из этих изменений вызывают недоумение: ген LOXHD1 принимает участие в распознавании звуков у людей, а потому считается участвующим в речи, но точно так же быстро он изменился и у горилл. Однако гориллы не говорят друг с другом, и это означает, что связь гена с языком не так уж велика.

Кроме того, группа сравнила геном Камилы с частично расшифрованным геномом трёх других горилл: две принадлежат тому же подвиду Gorilla gorilla gorilla (западная равнинная горилла), а одна - Gorilla beringei graueri (восточная равнинная горилла). Оказалось, что западная и восточная гориллы разделились где-то 500 тыс. лет назад, но продолжали скрещиваться. В какой-то момент по неизвестным причинам популяция восточной равнинной гориллы сильно сократилась. Некоторые исследователи полагают, что нынешняя низкая численность этого подвида связана с недавней человеческой деятельностью, но г-жа Скалли и её коллеги показали, что это более долгосрочный процесс.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Nature News и ScienceNOW.

• Флаги военно-морского свода сигналов СССР